Премия Рунета-2020
Уфа
+2°
Boom metrics
Общество25 апреля 2016 11:51

Павел Качкаев: Первые деньги я заработал на разгрузке вагонов

Экс-мэр Уфы, а ныне депутат Госдумы от Башкирии дал «Комсомолке» откровенное интервью
В Уфу Павел Рюрикович прилетает часто, проводит здесь одну неделю в месяц.

В Уфу Павел Рюрикович прилетает часто, проводит здесь одну неделю в месяц.

- Павел Рюрикович, чаю?

- Давайте лучше кофе.

- Да пожалуйста! А вопросы мы вам, конечно, каверзные приготовили. Главное, объясните - чем на самом деле занимаются депутаты Госдумы? Вот выбираем мы их, едут они в Москву, а потом только и видим, как люди в красивых костюмах кнопочки нажимают на заседаниях. Это что, вся работа?

- «Кнопочки» - это самая незначительная часть нашей работы. Основное – это довести законопроект до этих самых «кнопочек». Каждый законопроект проходит огромное количество инстанций. Некоторые находятся на рассмотрении не один год.

- И много законов вы успели написать за эти пять лет?

- Моя подпись стоит под 24 законами. Автором – в основном под законами о ЖКХ. Сегодня у нас практически обновилось законодательство по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, если сравнивать с 2005 годом. А вообще за работу мне не стыдно, я все-таки в сфере ЖКХ достаточно долго проработал.

ОДНИ ДЕЛАЮТ ВИД, ЧТО РАБОТАЮТ, ДРУГИЕ – ЧТО ПЛАТЯТ ЗАРПЛАТУ

- Да, в ЖКХ вы много работали. Как считаете, что у нас с ним не так? Почему законы принимаются, а во дворах все так же грязно, в подъездах – разруха?

- Самая главная беда – мы так и не стали собственниками. Главная идея Жилищного Кодекса какая? Мы, получая жилье в собственность, получаем не только права на свою жилплощадь, но и ответственность за содержание общего имущества дома. А ведь мы его не содержим! Когда-то нам раздали все это бесплатно, и у нас до сих пор такое отношение: если я получил бесплатно, значит, все, что в пределах моей квартиры - мое, а за ее пределами - это не мое. А чье? Квартиры все у собственников, а подъезды, лестницы - чьи?

Сейчас мы возмущаемся, что нас за капремонт заставляют платить. В Уфе эту систему внедрили одними из первых в стране - с 2006 года. А ведь в стране жилой фонд, в основном, не ремонтировался, и мы довели жилье до плачевного состояния. С 1991 до 2011 года количество аварийного жилья в России увеличилось в семь раз, ветхий фонд вырос в три раза. Но, надо отдать должное - у нас в регионе, кстати, все не так плохо.

Или, к примеру, услуги. При советской власти мы платили две копейки за электроэнергию, но и тогда это стоило не две копейки, а гораздо дороже. Остальное за нас платила промышленность, и эти деньги компенсировала промышленность со стоимости продукции. То же самое происходит и сейчас, но в гораздо меньших размерах.

- Но ведь есть и другая сторона – работа сотрудников ЖКХ далека от идеала.

- Это вторая проблема. Как мы работали раньше - добровольно-принудительно - так и продолжаем работать. Мы не следим за качеством собственного труда, нет понятия гордости за свой труд. Одни делают вид, что работают, а другие делают вид, что платят деньги. Дворнику платят по 5-6 тысяч в месяц – это, конечно, не зарплата! Кто-то объясняет все увеличением тарифов, но это не так. Дело не в тарифах – дело в том, что мы не умеем или не хотим организовать нормально трудовой процесс.

«НА РАБОТУ ЕЗЖУ НА АВТОБУСЕ»

- Как проходят будни депутата Госдумы?

- Одну неделю я здесь, в Уфе, работаю, две недели - в Москве, а потом – работа в комитете над законопроектами или выездные мероприятия. На работу езжу на служебном автобусе, так мне удобнее - он ездит по расписанию. В десять часов - начало пленарного заседания, в девять я уже в Думе. Прихожу, изучаю повестку на день. После работы езжу домой на метро и пешком хожу. Пешком четыре с половиной километра, на метро - десять минут.

- Сами себе готовите?

- На завтрак я выпиваю чашку кофе, обедаю в Думе, не ужинаю. Компьютер есть, больше ничего не надо.

- Кабинет у вас там большой? Секретарша красивая, наверное?

- Кабинет такой же как здесь (мы сидим в переговорной «КП»-Уфа» площадью в 15 кв.м., - Авт.). Секретарша не положена, только помощники. Двое в Москве, двое в Уфе.

НАЧИНАЛ РЕГУЛИРОВЩИКОМ НА ЗАВОДЕ

- Расскажите, как начиналась ваша карьера?

- Я начинал инженером - регулировщиком. Сначала на сороковом заводе, потом на 210-м. Дома на Менделеева, где я раньше жил, сотрудники завода своими руками построили – там шесть таких домов, построены хозспособом в 1958 году. На 210 заводе отец мой работал, и тесть, и младший брат. Они дружили, так я и с будущей супругой познакомился – с восьмого класса ее знаю.

- Помните, как заработали свои первые деньги?

- Как и все студенты – разгрузка вагонов. Что с ними сделал, не помню. Второй заработок, тоже без трудовой книжки, получил в стройотряде – занимался электрификацией деревни Миловка. Там до сих пор стоят столбы освещения, которые мы ставили в 60-м году. А первую официальную зарплату получил на сороковом заводе – 250 рублей, хорошие по тем временам деньги.

ДВОЕ ДЕТЕЙ И ШЕСТЬ ВНУКОВ

- Москва стала для вас родным городом?

- Нет, родной город должен быть один. В Москве у меня работа, она интересная, я ни разу не пожалел о том, что работаю в Государственной Думе. Я открыл для себя много нового, в том же самом жилищном законодательстве, познакомился с умными, интересными, грамотными людьми. Но в любом случае у меня в Уфе семья – супруга, двое взрослых детей: как в «Служебном романе», мальчик и мальчик. Шесть внуков, самому маленькому годик, старшей - уже шестнадцать. Супруга приезжает в Москву дня на два-три, но постоянно она там не может, здесь же внуки, хозяйство.

- Часто удается их увидеть?

- Когда в Уфе – то часто. По выходным они всегда к нам приезжают в гости. Только вот в этом году, кажется, вся страна болела, поэтому всю зиму принимали порциями: приезжают двое здоровых, потом следующие двое, от другого сына. С внуками, бывает, на рыбалку ездим. Даже с самыми маленькими, четырехлетними. Рыбалка у нас полуцивилизованная - едем куда-нибудь на пруд, кидаем спиннинг, ловим карпов, карасей. Супруга тоже спиннинг кидает и ловит иногда даже щук.

-Как еще расслабляетесь на родине?

- В деревню уезжаю. У меня дача есть уже больше двадцати лет. Картошку сажаем. Помидоры, огурцы, свеклу, морковь, редиску, парник есть. Нормальный деревенский участок, 17 соток. Пропалываем и поливаем своими силами – супруга в основном старается. Но там же надо еще прибить и покрасить много чего, так что и мне работа находится.

- Не хотите, как Лужков, фермерством заняться?

- Нет, этого хватает. И так приходится разрываться. Раньше времени не было, потому что здесь по 12-13 часов работал, практически без выходных. Сейчас в Москве много нахожусь, в Уфе времени тоже нет.

- Как проводите отпуск? За границу ездите?

- Зимой – горные лыжи. У нас катается вся семья, иногда друзья к нам присоединяются. В Башкирии уже объездили все: Аша, Минъяр, Абзаково, озеро Банное, Трехгорка. Летом –на море. В Башкирии тоже немало любимых мест – в основном те, что возле рек и озер - Зилим, Инзер. Отец у меня рыбак был. До работы в администрации времени было побольше, так что все выходные и праздники мы проводили на рыбалке. Компания у нас была дружная - институтская, заводская, всю Башкирию объездили, в палатках жили, пищу сами себе добывали. Сейчас, бывает, тоже выбираемся, но очень редко и без ночевок.

«В КИНО ПОСЛЕДНИЙ РАЗ БЫЛ В УФЕ - НА «АВАТАРЕ»

- Какие книги любите читать?

- Читаю постоянно. Сейчас в основном беллетристику – что-нибудь легкое, чтобы голову не забивать. Жена критикует - ее более серьезная литература интересует. А я читаю Незнанского, Устинову, Маринину.

- В кино ходите?

- В кино я последний раз был в Уфе, на «Аватаре», когда запускали 3D, «Аймакс». Лет десять, наверное, прошло. А сейчас что? Есть интернет. В Ютьюбе и Гугле есть все. Скачиваешь, смотришь. Люблю опять же легкое что-нибудь. Когда супруга в Москве – обязательно ходим в театры.

- Мы знаем, что вы заядлый болельщик «Салавата Юлаева». Как вам прошедший сезон?

- Я, конечно, не профессионал в спорте, хоть и возглавлял клуб, но для той команды, которая сегодня есть, третье место – это достойный результат! Наш состав не сильнее СКА, «Магнитки», «Локомотива». Игорь Владимирович Захаркин вообще очень хороший тренер и он сделал с командой все, что можно было сделать. Не выбили бы у нас Энквиста и Бодрова, могли бы может и с «Магниткой» бороться. И вообще, я знаю, что почти полкоманды в плей-офф играли с травмами - тот же самый Григоренко. Но вы же видите, кто сейчас вышел – те, кто в регулярке даже редко играл (разговор был накануне последней игры плей-офф, - Ред.). Первая тройка игроков в команде для меня - Умарк, Энквист, Григоренко. А вообще - молодцы! Да и вся команда значительно подтянулась и стала совершенно другой по сравнению с началом сезона.

- Спасибо за интервью, душевно поговорили!