Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Досуг30 марта 2016 17:15

Анна Никольская: Своих героев подсматриваю на прогулках

В жизни популярной писательницы много необычного. Об этом и, конечно, о ее творчестве мы и поговорили
Анна Никольская: Своих героев подсматриваю на прогулках

Анна Никольская: Своих героев подсматриваю на прогулках

Анна Никольская — одна из самых востребованных современных писательниц. Она лауреат множества престижных премий и любимица детворы. Ее произведениями про Бабаку Косточкину, про загадочную Папатеку, а также про Блошкинса и Фрю из бухты Барахты зачитываются без преувеличения миллионы читателей. В жизни Анны Никольской много необычного. Об этом и, конечно, о ее творчестве мы и поговорили.

- Анна, Вы живете в Великобритании. Как вы там оказались? Ведь вашим местом жительства и рождения был Барнаул.

- Первый раз я приехала сюда в 1997 году по обмену, будучи студенткой. Жила в семье, в маленьком городке Саутпорт, рядом с Ливерпулем, ходила в старшую школу, учила язык. А девочка из этой семьи потом приехала к нам, в Барнаул. Через несколько лет я вернулась в Англию, поступила в колледж искусств и дизайна Челси в Лондоне, и со временем поняла, что хочу остаться тут жить. Так и сложилось.

- Чем отличаются британские и российские дети? И трудно ли быть русской мамой в Британии?

- Все дети разные, поэтому я не люблю обобщать. Главное отличие, наверное, в степени свободы самовыражения. Английские дети не боятся и не стесняются взрослых и, следовательно, более свободны во всех своих проявлениях. Чтобы стало понятней, расскажу один случай. Каждый месяц в школе, где учится моя дочка, проводят благотворительные праздники. Родители приносят из дома выпечку, книги, вещи, все это продается-покупается на школьном базаре, а деньги идут, например, на то, чтобы купить цветные карандаши и послать детям в Африку. Еще на этих праздниках проходят всякие игры. Так вот, во дворе поставили ширму с дыркой, в нее человек просовывает голову, а школьники должны попасть ему в лицо мокрой мочалкой. Этим человеком был… директор школы. Меня это потрясло, а дочку – нисколько. Она швырялась в директора грязной уже мочалкой и орала от восторга, когда ей удавалось в него попасть. А я в это время вспоминала свою директрису, такую типичную-типичную для советских школ. Мистер Стори, кстати, очень искренне хохотал, пока в него кидались.

Мне мамой быть совсем не трудно. Но если вы об «эмигрантском вопросе», то англичане – очень толерантные люди, исторически так сложилось. В дочкином классе учатся дети из Тайланда, Пакистана, Индии, Украины, Нигерии. Ко всем одинаковое отношение. За расизм, как впрочем, за любое проявление агрессии в адрес другого человека, из школы сразу исключают. Детей с раннего возраста воспитывают в принятии любой «инаковости». Например, популярные детские передачи ведут сразу несколько ведущих разных национальностей, а у одной прекрасной девушки - ведущей аналога «Спокойной ночи, малыши», нет руки. Дочь на это внимания никогда не обращает, кстати.

- «Бабака Косточкина» — шедевр современной детской литературы. Откуда у вас такая любовь к собакам? Знаю, что у вас есть пес Бруно. Как он попал в вашу семью?

- У нас Бруно – товарищ «с багажом», бойцовский пёс-неудачник из приюта. Но он на вид лишь такой - взрывоопасный, а на самом деле в нем напрочь отсутствует какая бы то ни была агрессия. Такая ошибка природы, с точки зрения человека, видимо. Но от него вся энергетика в доме другая. Он наш миротворец. У меня всю жизнь были собаки, с самого раннего детства, я думаю, ребенку это необходимо. Особенно городскому, у которого нет возможности прямого общения с природой. Собака – это такая дверца в природу. У собаки нет тяжелого человеческого разума. У нее мы учимся «нереакции», силе того, чтобы позволять другим просто быть собой. Собачьей готовности праздновать любой момент жизни, бескорыстной отдаче-получению любви, прощению с нуля. Вообще, любая живность в доме - хорошо. Просто собаки более общительны, чем, скажем, кошки.

- Вот любопытно. Как появляются книжки на ту или иную тему. Папатека — как? И есть ли прототипы у героев? У Будьблагодарен Бенджамина, к примеру?

- Я ношу с собой блокнот и ручку, потому что идеи могут совершенно неожиданно в голову придти. Особенно во время прогулок по незнакомым местам или путешествий, потому что мы меньше склонны в это время думать, а больше ощущать и наблюдать с любопытством. Взгляд художника направлен не внутрь, как это обычно бывает, а наружу. Мы ездили в соседний город в одно из воскресений, остановились в парке немного поиграть. Мимо меня по детской площадке носились огромного роста мужчины, они догоняли своих малышей, кричали, падали замертво. Забавно было за ними наблюдать, такими дикими и необузданными, я «внесла» их в блокнот. А через несколько дней решила, что неплохо было бы написать книгу про пап. Не про какого-то одного конкретного, а про всяких разных. Сделать такое «ожерелье» из пап. Прототипов у моих героев нет. Но вот художник, кстати, изобразил одного известного парикмахера в виде очередного Витиного (Витя — главный герой повести — прим. Авт.) папы, забавное сходство.

- Сказки детям на ночь у вас какие?

- Сказки мы, кстати, вместе на ночь слушаем. Есть такое удивительное место, как аудио Вконтакте, буквально сокровищница мира. Это для усовершенствования русского языка необходимо – у дочки основной язык английский. Недавно я вновь открыла для себя африканские сказки, в детстве их очень любила. Меня поражает их природный юмор, жизнелюбие и совершенное равнодушие к смерти. Но на самом деле не важно, какие сказки - главное, чтобы была душевная актерская озвучка, музыка. Старые советские пластинки для этого очень хороши, их давно отцифровали и все теперь лежит в свободном доступе.

- Такой вот вопрос: есть ли разница где писать? В какой стране? И как появилась ваша первая книга?

- Я люблю писать в кафе, там уровень шума самый комфортный. Ненавязчивый шум стимулирует креативность гораздо лучше, чем абсолютная тишина. В Англии с этим проще – могу сидеть хоть весь день с одной чашкой кофе, и никто не будет возражать. В Барнауле у меня так не получалось. А если выбираться никуда не хочется, я включаю шум дома, на сервисе Rainy Cafe, можно включить кафе и дождь одновременно, например.

Первая книга появилась после моей учебной поездки в Лондон, я тогда еще успела попутешествовать с друзьями по Европе, а когда вернулась – настала тоска. И я села писать книгу о своих путешествиях. Ее потом выпустили под названием «Приключения черной таксы». Кто-то сказал, что все лучшие идеи появляются от скуки. По-моему, это очень верно.

- Сейчас вы побеждаете в множестве конкурсов. Эти победы что для вас значат?

- Это такая обратная реакция, которая любому автору необходима. Творческий человек – сомневающийся в себе человек, как правило. А чтобы были силы творить, необходимы положительные вливания извне. Работа публикующегося автора – это палка о двух концах. С одной стороны, ты очень зависишь от мнения окружающих, от критики, а с другой, ты ни в коем случае от постороннего мнения не должен зависеть. Оно убивает внутреннего художника. Для меня это дилемма до сих пор. Победа в конкурсе – это конечно приятно, это приносит много бонусов, узнаваемость, популярность. Например, так было после конкурса «Новая детская книга», который проводит ежегодно издательство «Росмэн». Моя сказочная повесть «Марта и фантастический дирижабль» заняла там первое место, и о ней очень тепло отозвались телеведущий Андрей Максимов и писатель Михаил Яснов. Это окрыляет. Но опять же подчеркну, лучше на этом не зацикливаться.

- Что сейчас у вас в работе? Над какой книгой трудитесь?

- Я недавно закончила новогоднюю сказку. Она о девочке Марусе, которая отправляется на волшебном летающем автобусе на поиски Нового года. Путешествует на огромной скорости по двенадцати месяцам года. Книга выйдет в издательстве «Росмэн» к декабрю 2016. А еще я начала писать подростковую повесть про дочку одного дирижера, очень известного. Она жила в нашей семье, когда мы были подростками, после того, как умерла ее мама. Повесть о сложных взаимоотношениях двух подростков, о ревности и о смерти любимого человека. О том, как с этим справиться.