Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Общество3 января 2016 18:40

Эксперта, обличающего исламских экстремистов, самого наказывают за "пропаганду ИГИЛ*"

Суд оштрафовал Раиса Сулейманова за посты в соцсетях
Эксперта по исламскому экстремизму Раиса Сулейманова вызвали в правоохранительные органы,

Эксперта по исламскому экстремизму Раиса Сулейманова вызвали в правоохранительные органы,

В 2016 году исполнится сто лет знаменитой речи, которую Павел Милюков произнёс в тогдашней Государственной думе. Сама речь — обычная либеральная пропаганда, но одно высказывание в памяти народа осталось. После каждой фразы лидер партии кадетов пафосно повторял: «Что это — глупость или предательство?»

Я именно об этом подумал, узнав, чем закончилось недавнее недоразумение с вызовом эксперта по исламскому экстремизму Раиса Сулейманова в правоохранительные органы, которые с тем же экстремизмом призваны бороться.

Напомню, казанского исламоведа (это с ним на радио КП мы недавно обсуждали, как уберечь детей от игиловской пропаганды) накануне Нового года вызвали в отдел полиции по месту жительства. И составили протокол об административном правонарушении по статье 20.3 КоАП РФ — демонстрация символики запрещённых организаций.

Потому что Раис разместил у себя на странице Вконтакте ссылки на статьи в СМИ. Которым он как эксперт по исламскому фундаментализму давал комментарии.

К ссылкам автоматически прикрепились фотографии. Иллюстрации к тем самым статьям. В виде бородачей с флагами ИГИЛ*.

А чем ещё оформлять материалы о запрещённых организациях? Радужными бегемотиками?

В итоге исламоведа, которого террористы пытались ликвидировать в 2012 году, стали судить за «пропаганду символики терроризма».

Я-то думал, ситуация разрешится. Я-то думал, полиция и суд посмотрят на Раиса, поймут: никакого злого умысла, никакой игиловской пропаганды здесь нет. Я-то думал, и все разойдутся — заедать сие недоразумение салатом Оливье.

Но 30 декабря 2015 года Поволжский районный суд Казани выносит постановление: арестовать Сулейманова на 7 суток. (Если интересно, минимальное наказание по вменённой ему статье 20.3 КоАП РФ — штраф в 1 тыс. руб.; максимальное — 15 суток).

Раис подаёт апелляцию. 31 декабря Верховный суд Республики Татарстан его освобождает. Но — с присуждением штрафа в 1500 рублей. За вышеописанное «правонарушение».

То есть, обличая ИГИЛ как государство террора, например, нашим центральным телеканалам демонстрировать его символику можно, а Раису на своей странице в соцсетях — нельзя.

Такие вот двойные стандарты.

Центральные телеканалы демонстрируют символику террористов в сюжетах, обличающих их

Центральные телеканалы демонстрируют символику террористов в сюжетах, обличающих их

"Смягчающее обстоятельство"

Штраф в полторы тысячи рублей — вроде бы небольшой. Но и состав «дела» — смехотворный. И самое главное, юридически Раис теперь приравнен к сторонникам исламского фундаментализма.

Звоню екатеринбургскому юристу Андрею Чепкасову — специалисту по делам об административных правонарушениях.

— Сулейманов Раис Равкатович, к сожалению, пал жертвой формального подхода к рассматриваемому правонарушению…

— А если без адвокатского трёпа? — раздражённо уточняю я.

— Статья 4.2. КоАП РФ предусматривает обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

— Они в деле Раиса есть?

— Пункт пятый указанной статьи. Я его наизусть помню: «предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения».

— Не улавливаю. Раис тут при чём?

— Степень тяжести правонарушения именно по той статье, которая Раису вменяется, зависит не только от размещённого им визуального материала, но и от контекста, в котором тот находился.

— И?

— Размещение символики запрещённой организации с призывом вступать в ряды данной организации влечёт, разумеется, максимальное наказание, предусмотренное законом. Но фактически Сулейманов делает ровно противоположное: ведёт деятельность, ослабляющую террористов.

— Ага. Ведет собственную борьбу с радикализмом и...

— Иными словами, тяжесть вменённого ему наказания — административного ареста, впоследствии заменённого штрафом, — на мой взгляд, не соответствует тяжести правонарушения.

— А то ж!

— Налицо смягчающие обстоятельства, которые суд по каким-то причинам не принял во внимание. Более того, статьи (либо, в данном случае, фотографии), на основании которых Раиса привлекли к ответственности, сами по себе должны быть признаны экстремистскими материалами и запрещены к распространению, а их источники в Сети блокированы. Сделано ли это? Судя по всему, нет.

Чего же тогда ждать завтра?

Когда в 1916 году Милюков выступал со своей знаменитой речью, какой-то министр в сердцах воскликнул: «Я, может быть, дурак, но я не изменник!».

А вот Раис уверен — речь как раз о том, что кому-то не очень нравится его деятельность по обличению радикалов.

И обещает подать кассационную жалобу в первый рабочий день января.

Надеемся, обвинения с известного исламоведа всё-таки снимут.

Потому что если сегодня обвиняемым становится борец с экстремизмом — то чего же ждать завтра?

* Запрещённая на территории РФ экстремистская организация.