Премия Рунета-2020
Воронеж
+8°
Boom metrics
Звезды22 ноября 2015 11:20

Петр Мамонов: «Половой акт – для рождения человека, а не для услады и щекотательных вещей!»

На гастролях в Воронеже известный артист рассказал, почему не хочет пользоваться интернетом, можно ли священникам петь в «Голосе» и почему над фильмом, где он снялся, три раза плакал Борис Гребенщиков

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

В Воронеж со своим новым музыкальным спектаклем «Приключения Незнайки» и «совершенно новыми» «Звуками Му» приехал Петр Мамонов. Фигура легендарная и неординарная. Когда Петр Николаевич что-то говорит, переходит в разные сферы, пардон за тавтологию, без перехода. Но послушать интересно…

СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ – КАК НЕЗНАЙКИ, КОТОРЫХ ВСЕ ФУТБОЛЯТ

О чем «Приключения Незнайки»? Помните сказку: он был неординарный и очень старался. Все делал по-своему. А большинство говорило: не так. Он всю ночь картины рисовал, хотел всех порадовать, а ему: порви! Мы в похожем мире существуем. Особенно молодежь. Сколько таких «незнаек» бегает по нашим улицам – капюшон на голове, одинокий, в «лопухах», вот он - Незнайка мой. Никто ими не занимается, все только динамят да говорят, что делают не то: «Делай как мы!». Мне тоже всю жизнь так говорили: «Что ты на своей мандалайке играешь? Иди к нам в таксопарк работать - 240 чистыми будешь получать и еще навар. Че ты там бренчишь?» И вот я весь мир объездил, а они все баранку крутят… Так вот это одиночество молодежи меня очень тревожит. Душа болит у меня за них. Может, я один из последних, кому они еще верят. Может, я помочь могу. Мы излечить не можем, но можем сопереживать, сочувствовать. Плачьте с плачущими и радуйтесь с радующимися. Об этом спектакль. Носов все сказал, мы дополнили новыми песнями и телодвижениями. На концерте я отдаю свою душу - для того, чтобы мы соединились со слабыми, порочными. Часто молодой кричит: «О, дядьку также колбасит, как и меня!» У нас у обоих болит. И между нами возникает любовь - главная созидающая сила. Я актер. Без прикола никак. Должна быть фишка. На сцене обязательно должен быть в кураже. Я себя позиционирую как клоуна. Я смешной слабый, жалкий. Такой как есть, плюс художественные формы. Публика видит, что я живой.

ЕСЛИ БЫ ИСКУССТВО МЕНЯЛО ЛЮДЕЙ, МЫ ЖИЛИ БЫ ДАВНО В РАЮ

Мы используем в качестве продвижения идей рок. Это искусство, которое часто ругают. Я не согласен. Эта музыка подразумевает огромную искренность. Может, это получается не очень умело или умно, но это всегда предельно честно. Поэтому люди и верят.

Нет современного или несовременного искусства. Есть подлинное искусство или ложное (обман), или чисто работа на темную сторону. Третьего стула нет. Вот взять моего любимого Жан Габена. По 500 раз смотрю его картины – в чем там дело? Он ничего особенного не делает. Но если он играет мясника – он мясник, преступника – видно, что это преступник, президента – президент настоящий. Ясно, что он на своем месте. Смотрю «Гром небесный» и каждый раз плачу, хотя знаю фильм наизусть. Это искусство. Как понять? Говорят: и чувства добрые он лирой пробуждал. Потому что искусство – это хлопушка с конфетти: они осыпались и все, нету. Потому что если бы искусство меняло бы мир, мы все жили бы давно в раю. Искусство людей не меняет. Неважно, что это - рок, клоунада или я, не совсем понятный, – если это работает на любовь, это искусство.

НЕ ХОЧУ, ЧТОБЫ МНОЙ ЧЕРЕЗ ДЕВАЙСЫ РУЛИЛИ ДЯДЬКИ

Откуда взялось название «Звуки Му»? Когда мы в молодости выпивали-закусывали, у нас была поговорка – утро вечера му… Почему в названии появилось «совершенно новые» Звуки Му? Потому что сейчас в моде «бренд нью». Сейчас же у нас мир англоязычный. А надо Фейсбук переиначить по-русски – «мордокнига» или «книга морд». У нас язык гораздо шире и интересней. Сейчас делаю музыкальную часовую программу о виниле на радио и там попутно читаю стихи Пастернака, Хлебникова, Заболоцкого, Пушкина. Так оказалось интересно. И так здорово соединяется с Чаком Берри, Элвисом Пресли. У нас в руках богатейшее наследство, а мы все фейсбук да фейсбук, все эти девайсы. Обидно. Но в Москве уже многие молодые люди, их уже целое движение, отказываются от интернета, интерактива, кнопок. И я в том числе. Интернетом не пользуюсь – такая потеря времени. Телефон у меня «нокиа» 2000 года – кирпич такой. Это моя внешняя форма сопротивления. Не хочу, чтобы мной владели, чтобы я был под контролем. Все же известно о тех, кто пользуется электроникой, они все на виду у тех дядек, которые нами хотят рулить. А рулить можно кем? Развращенными, слабыми, зависимыми.

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

НАШ ФИЛЬМ О ВЕРЕ ПОБУДИЛ ЯПОНЦА КРЕСТИТЬСЯ И ВЗЯТЬ РОССИЙСКОЕ ГРАЖДАНСТВО

Сняли великолепную картину «Иерей-сан. Исповедь самурая» – о японском православном священнике, которого отправляют служить в ярославскую деревню. Качественная работа - и стреляем, и всякие чудеса, пожары. Все супер-актеры - Ваня Охлобыстин, я грешный, Петя Федоров. Мы такое забабахали кино! Японец-каратист знаменитый приехал из Голливуда. В подтверждение моих слов, как наша вера может быть яркой, удивительно сюжетно острой: 17 ноября была пресс-конференция по старту фильма в прокате и после нее наш японец заспешил, оказывается, он поехал креститься в православную веру и подал заявление, что хочет принять российское гражданство. Вот так через фильм еще одна душа пришла к истине… За нашу веру можно и повоевать. Не только подставить другую щеку. Если в троллейбусе хам обижает женщину, православный не должен отводить глаза. Он должен дать в морду хаму. Как и на войне: фашист идет, его надо стрелять. Это любовь к своему народу, к земле, к вере. Главное не перейти грань. Но с Богом это становится понятным. Кино об этом. Правда и истина могут быть привлекательны. Борис Гребенщиков три раза плакал.

УВЕРЕН, КОГДА ЛЮДИ ПАДАЛИ В САМОЛЕТЕ, ОНИ МОЛИЛИСЬ И СПАСЛИ СВОИ ДУШИ

Меня часто спрашивают: "На Украине война, что делать?" В первую очередь отказаться от греха. Совершить личный подвиг внутри себя. Когда было татарско-монгольское иго, Сергий Радонежский ходил в лес и молился. И скинули татар. Вот путь - настоящий, реальный, самый трудный – война с собой. Помощь одеждой, деньгами, конечно, важна, но это не главное. Главное – какие мы. Бог не Тимошка – видит немножко. И по нашему состоянию посылает нам скорби. Потому что аппендицит надо резать. А он - отец, он любит нас больше всех на свете. Почему Бог такое разрешает? Это не Бог допускает войны, это мы месим эту гадость. А он смотрит сверху, плачет и думает: иначе их не излечишь, кроме как войной. Чтобы они очухались, вспомнили, что они братья. Это должно всколыхнуть всех. Вот самолет упал, случайно что ли 220 человек погибли? Все должны задуматься - в каком мире мы живем? Я какой человек? Как я день прожил – кому от этого было хорошо? Хоть кому я улыбнулся: как ты выглядишь прекрасно? Если нет – я мимо прожил день. С моими сальто и приблудами. Завтра умрем, и что будет? Что мы сделали, чтобы стало лучше? Скажем: меня не было, у меня завис компьютер?.. Я уверен, когда стал самолет падать, они молились. И может, за эти секунды спасли свои души. Они изменились. Богу нужно, чтобы мы изменились внутри. Чтобы мы из жадных стали добрыми, целомудренными. Все зло происходит потому, что мы такие, никаких причин нету других - не надо обольщаться.

РАНЬШЕ ЗА ХАМСТВО НА СЦЕНЕ МОГ ДАТЬ В ПЯТАК, СЕЙЧАС ДУМАЮ О ДУШЕ

У меня был случай на спектакле «Лысый брюнет» в Москве. Там я говорю: не могу найти свои носки. И один пьяненький выполз на сцену, снял свои носки и предложил мне. Получил в пятак тут же. Я говорю: «Еще?». Он уполз. Так было в 91-м. Года два назад на концерте на Столешниковом переулке у меня была пронзительная сцена, и тут группа молодых людей с селфи. Один вышел и меня пихнул. Ничего я не сделал. Уже ничего. Я уже не об этом думаю. Мне стало его жалко: а как он вообще живет? Вопрос простой: что будем делать в четверг, если умрем в среду? Вот это меня заботит сейчас больше всего.

ПРО «ГОЛОС» И БОГА

Имеет ли право священнослужитель петь на сцене, как иеромонах Фотий в «Голосе»? Имеет ли право, можно или нельзя – не те вопросы, не о том стоит думать. Можно все. Дело в мотиве. Богу нужен мотив, ему не нужен результата нашего поступка. Ему не нужны наши добрые дела - они нам нужны. Бог не дядька с бородой, который следит, что мы сделаем, кто священник, а кто нет, кто неправильный иеромонах. Ему нужна наша душа. И Бог ревнив, он говорит: «Хочу всего тебя, человек, а не часть». Отец хочет, чтобы любили его и друг друга. Он любит, и мы должны не огорчать его.

Если мы любим людей, этот мир, несмотря на эти ужасные условия, все вокруг будет светло. А мы видим только то, что в нас гадит. А подобное притягивается подобным. Если мы ругаем и осуждаем мир, значит и мы такие. Если будем видеть светлое, значит, и будет светло. Жизнь всегда хороша, какой бы она ни была. Если мир уйдет весь во зло, он будет не нужен Богу. Пока этот мир стоит, значит, есть и любовь и добро, и сочувствие и взаимопомощь, есть прекрасные отношения между мужчиной и женщиной. Есть половой акт для того, чтобы родить нового человека. А не для услады, не для каких-то щекотательных вещей. Я говорю: «Ребята, представьте: соединиться с женщиной, чтобы родить ребенка». И мне отвечают: «Да, это круто – раз, и человек родился!». Это великое дело.

На первом месте должен быть Бог. Потом семья, муж, дети, внуки и потом работа. А у нас все наоборот. Мы путаемся и бредем ощупью. Но Господь промышляет над нами и выводит нас к истине.

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

КРАШЕ РУССКИХ ЖЕНЩИН НЕТ

Собираю виниловые пластинки. У меня 100 альбомов Рэя Конниффа. На каждом сфотографирована женщина - самые-самые красивые у них. Но нет чего-то в этих красотках. У вас зашел в ресторан - пять девушек сидят, одна другой краше. Словом, вся гадость оттуда идет, а мы давайте не будем терять наше. Я объездил весь мир, краше русских женщин нет. Давайте беречь то, что есть у нас.

Благодарим за помощь в подготовке материала лабораторию искусств Art.Lab.