Премия Рунета-2020
Москва
+9°
Boom metrics
Общество4 сентября 2015 11:30

Тайны подземелья: собака Индус, Богородица и Бенджамин Франклин

Корреспондент «КП» погрузился в историю артефактов московского метро
Так вот, уже в переходе с «Площади Ильича» на «Римскую» пассажиры сталкиваются с религиозными мотивами

Так вот, уже в переходе с «Площади Ильича» на «Римскую» пассажиры сталкиваются с религиозными мотивами

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Интересно, кто-нибудь знает, какая связь между столичной подземкой и американским политическим деятелем Бенджамином Франклином? А что за собачки сидят на «Площади Революции»? Откуда они там взялись? На эти и другие вопросы нам ответил исследователь истории столичного метро Иван Васин.

НИКИТА И ИНДУС

Эта история началась в советском военкомате в начале 30-х годов. Перед военным офицером стоял скромный паренек по имени Никита и искренне просил призвать его в пограничные войска.

- Ну ты хватил, слушай! - отвечал ему офицер, подкручивая седые усы. - Какие тебе с таким ростом погранвойска?

- Так наоборот хорошо! - ничуть не обидевшись, нашелся призывник. - Нарушитель не заметит!

Бывалый вояка искренне рассмеялся и послал юмориста на самую дальнюю заставу во всем Советском Союзе. Недалеко от современного Уссурийска - на границу с Китаем.

Посмотрев, что да как, рядовой Карацупа почти с первых дней начал просить у армейского начальства собаку. Мол, все пограничники с овчарками, а я что.

- Смеешься, что ли, Карацупа? Ты в армии без году неделя! Какую тебе собаку?

Рядовой плюнул и пошел в ближайшую деревню. Там он нашел молодую чернявую дворнягу. Никита, назвав пса Индусом, стал его обучать. Через несколько месяцев беспородный пограничник мог дать фору бывалым служебным собакам. Он беспрекословно слушался Никиту, готовый бежать хоть под пули. И такая возможность ему выдавалась много раз.

В итоге, за свою срочную службу Никита Карацупа задержал более трехсот нарушителей границы и отъявленных преступников! За службу у него было несколько собак, и все они погибли от бандитских пуль. И всех, в память о первой дворняге, он называл Индусами.

Карацупа стал основателем современной пограничной школы собаководства. Написал об этом несколько книг. Удостоился звания Героя Советского Союза.

Вообще на станции метро «Площадь Революции» сейчас 76 скульптур, четыре из них в 1937 году посвятил Карацупе и его смелому псу скульптор Матвей Манизер. Многие студенты завели между собой традицию, что, мол, перед экзаменом нужно потереть собачке нос, той, что сидит на выходе в город. Говорят, работает!

Карацупа стал основателем современной пограничной школы собаководства. Написал об этом несколько книг. Удостоился звания Героя Советского Союза

Карацупа стал основателем современной пограничной школы собаководства. Написал об этом несколько книг. Удостоился звания Героя Советского Союза

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ ФРАНКЛИНА

Наверняка даже среди коренных москвичей найдутся те, кто никогда не обращал внимания, что за люди изображены в верхней части вестибюля станции «Электрозаводская». А между тем там красуется единственный во всей подземке американец! И именно тот, которого многие москвичи привыкли видеть на стодолларовой купюре. Оказывается, Бенджамин Франклин был не только писателем и общественным деятелем, но и изобретателем. В 18 веке при запуске воздушного змея во время грозы он одним из первых начал использовать заземление. Его предшественник, российский ученый Георг Рихман погиб от удара молнии именно потому, что не знал, как снизить напряжение.

Станцию «Электрозаводская» украшает американец Бенджамин Франклин.

Станцию «Электрозаводская» украшает американец Бенджамин Франклин.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

А на станции «Электрозаводская» в 1944 году советские руководители решили увековечить людей, связанных с электротехникой. Думали-думали, и, наконец, решили удостоить такой чести шесть великих ученых. Павла Яблочкова, разработавшего дуговую лампу. Александра Попова, навеки связанного с привычным для нас словом «радио». Михаила Ломоносова. Великих английских физиков Майкла Фарадея и Уильяма Гилберта. И... Франклина!

«РИМСКАЯ» ЭПОХА

В московском метрополитене есть только две станции, которые строили иностранцы. Точнее, были архитекторами. Это «Пражская» и «Римская». Поговорим о второй.

Там прямо в подземелье здесь работает единственный в столичном метро фонтан! На глубине почти 50 метров.

Основным отделочником станции был наш архитектор Леонид Берлин (ударение на е). Вместе с ним работал и знаменитый советский скульптор Лев Попов. Именно он был создателем и станции «Площадь Ильича», с которой есть переход на «Римскую». И вот какое дело. Если на «Площади» все подчинено советским идеям, в глаза бросается красный цвет, в конце станции установлена большая фигура вождя пролетариата и так далее, то на «Римской» пассажиры попадают в абсолютно другой мир. В другую эпоху. Повторим, основной автор один и тот же - Лев Попов. Но к «Римской» также приложил руку и дуэт итальянцев - Жан Пауло Имбриги и Альберто Куатроччи.

Так вот, уже в переходе с «Площади Ильича» на «Римскую» пассажиры сталкиваются с религиозными мотивами. Медальоны «Капитолийская волчица», вскармливающая молоком двух младенцев - Ромула и Рема, «Ангелочки». На нем выбиты слова: «Не пой о триумфе до победы».

Но самое удивительное и нехарактерное для метро в целом (построенное, заметим, в честь Владимира Ильича Ленина), это фигура Девы Марии с младенцем на руках. Ее вы сможете увидеть на «Римской» станции, если со стороны центрального зала смотреть на эскалатор. Более того, там же на латыни написана молитва: «Святая Мария Богородица, молись за нас грешных ныне и в час смерти нашей. Аминь».