Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Общество4 августа 2015 22:00

Русские коррупционеры - золотая мечта лондонских риэлторов

Британцы готовы закрыть глаза на «грязные деньги» из России
Это кадр не из фильма, а из жизни: у «Бентли», припаркованного в престижном лондонском Челси, второй раз крадут колеса. Воришки знают, где поживиться: публика тут что надо...

Это кадр не из фильма, а из жизни: у «Бентли», припаркованного в престижном лондонском Челси, второй раз крадут колеса. Воришки знают, где поживиться: публика тут что надо...

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

«БОРИС» И «НАСТЯ» ПОКУПАЮТ ДОМ

- Меня зовут Борис. Я чиновник Министерства здравоохранения в России. Значит, этот дом стоит 16 миллионов фунтов?

- Совершенно верно,- подобострастно кивает головой респектабельный английский джентльмен.

- Тогда давайте поговорим конфиденциально, - предлагает россиянин. - У меня небольшая зарплата, но денег очень много. Ведь я закупаю лекарства на всю Россию. Конечно же, я не могу купить дом на мое имя. Нужны обходные пути, чтобы мое имя нигде не фигурировало.

- Я вас понимаю. Есть разные варианты, и все будет организовано в лучшем виде, - еще лучезарнее улыбается джентльмен.

У «Бориса» сильный акцент, он беспрерывно курит. А сексапильная блондинка, которую он представил как жену Настю, тем временем бегает по этажам с восторженным криком «Вау!». Особняк с бассейном и спортивным залом в престижном лондонском районе Челси, действительно, шикарный. А респектабельный англичанин - менеджер здешнего агентства по торговле недвижимостью.

Эта шокирующая сцена снята скрытой камерой. Как и весь документальный фильм «Из России с наличными», который показал британский телеканал Сhannel 4.

Борис и Настя - подставные фигуры, однако пять риэлторских агентств, где они побывали, - реальные.

Подставной Борис не скрывал, что украл деньги. Но схему применял вполне реальную: вначале переводил средства со своего счета на Кипре в офшорную компанию (к примеру, на Виргинских островах), потом - еще в один офшор. В итоге его имя исчезнет, а всеми средствами будет управлять конечный бенефициар - мистер или миссис Х.

Менеджеры подробно обсуждали с «коррумпированным российским чиновником» схемы ухода от налогов и давали координаты юристов, чтобы «все грамотно выстроить».

ЛОНДОН - ГИГАНТСКАЯ «ПРАЧЕЧНАЯ»

Фильм стал в Британии трамплином для начала разбирательства незаконных действий риэлторов. Журналисты выдали сногсшибательные данные: 80% элитных домов на берегах Темзы покупают иностранцы. Причем больше половины таких сделок осуществляются анонимно и тянут ежемесячно (!) на запредельную сумму - почти миллиард фунтов стерлингов (около $1,7 миллиарда). Разве добровольно откажешься от такого лакомого куска?

Вообще лондонский рынок недвижимости - гигантская «прачечная», где отмывают грязные деньги. При этом риэлторы очень пекутся о собственном имидже. Например, по Лондону развешаны рекламные плакаты одной из фирм, которая засвечена в фильме. На них слоган: «Главное - этичность!» В эти дни менеджеры фирмы бьют себя в грудь (мы де честные) и каются. Но плакаты не снимают.

Однако на кону не только потеря репутации.

ТУЧИ СГУЩАЮТСЯ

В полиции уже квалифицировали действия риэлторов как преступление. К такому же выводу склоняются Национальная ассоциация агентов недвижимости и Королевский институт дипломированных оценщиков. Обе эти организации занимаются регулированием рынка жилья и проводят собственные независимые расследования. Более того, вопрос о нарушении риэлторами закона вынесен на рассмотрение британского парламента.

- Похоже, начался путь к изменению британского законодательства, чтобы покончить с анонимной собственностью на недвижимость, - сказал мне известный лондонский юрист Мартин Хоггинс. - Задача - раскрыть имена так называемых конечных бенефициаров в офшорных компаниях. И добиться регистрации всех покупателей домов и квартир, которые, уходя от налогов, используют офшоры.

- Эти меры будут относиться и к риэлторам? - уточняю я.

- Конечно, ведь они - соучастники преступления, - отвечает юрист. - Нельзя всерьез принимать их уверения в том, что они «просто разговаривали с клиентом». Да, они могли разговаривать, даже улыбаться. Но как только он ушел, должны были сообщить куда следует о том, что столкнулись с фактом хищения. В Великобритании есть два преступления, за сокрытие которых гражданин несет уголовную ответственность, - это терроризм и отмывание денег. А сотрудники агентств не только не делали этого, но шли на пособничество, давая консультации, как скрывать нелегальные средства.

А вот так англичане представляют себе русских коррупционеров: подставные  Борис и Настя скупали дорогую недвижимость в Лондоне.  (Кадр из фильма «Из России с наличными».) Фото: channel4.com

А вот так англичане представляют себе русских коррупционеров: подставные Борис и Настя скупали дорогую недвижимость в Лондоне. (Кадр из фильма «Из России с наличными».) Фото: channel4.com

ЧТО ДЕЛАТЬ НАШИМ БОГАЧАМ?

Они, несомненно, будут под лучами самых ярких прожекторов. Причин тому несколько. Во-первых, россияне по сей день активно подпитывают бум на рынке лондонской элитной недвижимости, хотя им уже дышат в затылок китайцы.

Но главное, что сейчас, в период санкций, ужесточается отношение к выходцам из России. Только что объявлено о новом закручивании гаек: российские бизнесмены, решившие инвестировать средства в Соединенное Королевство, должны объяснить происхождение капитала и доказать, что не замешаны в криминальных действиях. Без этого документа визу не дадут. А за ложные сведения - запрет на въезд в Британию на десять лет.

Некоторые юристы выдают совсем грозный прогноз. Мол, если антиофшорная кампания увенчается успехом, то станут известны имена коррумпированных лиц, которые уже купили жилье на похищенные из госбюджета деньги. Понятно, что среди них будут и россияне, причем очень известные.

Но пока «Борис» и «Настя» - желанные гости у здешних риэлторов…

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Наши в Лондоне

Роман Абрамович - владеет футбольным клубом «Челси», коллекцией яхт, недвижимостью в Западном Сассексе, Кенсингтоне, Белгравии, во Франции и в США.

Алишер Усманов - акционер футбольного клуба «Арсенал», недвижимость в Лондоне и Суррее, выкупил за день до начала аукциона Сотбис коллекцию произведений искусства Ростроповича и Вишневской за $111,7 миллиона и передал ее правительству России.

Герман Хан - владеет домом на Итон-сквер в Лондоне, инвестировал в недвижимость в районе Белгравия.

Дмитрий Рыболовлев - владелец французского футбольного клуба «Монако», купил поместье во Флориде за $95 миллионов, коллекционирует произведения искусства.