Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Политика3 августа 2015 9:53

Киев сознательно нарушает минские договоренности?

Ситуацию, сложившуюся вокруг признания Украиной республик Донбасса, мы попросили прокомментировать Директора Центра политической конъюнктуры Алексея Чеснакова
Алексей РЯБИНИН
Поправки в Конституцию, внесенные Порошенко в Раду и находящиеся на рассмотрении в украинском Конституционном суде, делают невозможным политическое урегулирование конфликта Киева

Поправки в Конституцию, внесенные Порошенко в Раду и находящиеся на рассмотрении в украинском Конституционном суде, делают невозможным политическое урегулирование конфликта Киева

Фото: REUTERS

- Поправки в Конституцию, внесенные Порошенко в Раду и находящиеся на рассмотрении в украинском Конституционном суде, делают невозможным политическое урегулирование конфликта Киева с республиками Донбасса, - считает политолог Алексей Чеснаков. - В поправленном разделе XV украинской конституции под названием «Переходные положения» говорится лишь о том, что особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом. Эти противоречит обязательствам, взятым на себя украинской стороной в пункте 11 минского Комплекса мер.

Напомню, 11 пунктом предусмотрена «конституционная реформа, предполагающая децентрализацию с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей (согласованных с представителями этих районов), а также принятие ПОСТОЯННОГО законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей».

Такое ПОСТОЯННОЕ законодательство, согласно подписанному в Минске документу, должно включать, в числе прочего - амнистию для участников событий, право на языковое самоопределение, возможность правительства Украины заключать соглашения с органами местного самоуправления этих отдельных районов, создание отрядов народной милиции и т.д.

Однако, конституционные поправки Порошенко не только ничего подобного не предполагают, они фактически делают это все невозможным. Не говоря уже о том, что они вообще не согласованы с представителями отдельных районов.

Первое. Необходимо, чтобы упоминание об отдельных районах Донецкой и Луганской областей было не в переходных положениях, а в основных разделах Конституции. Почему не устраивает то, что сделано сейчас? Потому что упоминание о законе об особом статусе, как и все положения перечисленные в этом переходном разделе, носят временный характер. Минские соглашения, напротив, четко говорят о ПОСТОЯННОМ законодательстве. Украинская конституция как известно сама вещь непостоянная – так часто как она не менялся пожалуй ни один основной закон за последние годы. Временные положения меняющегося документа вообще не дают никаких гарантий.

Второе. Органы власти, обязанные выполнить минские соглашения, должны получить соответствующие конституционные полномочия. Например, минскими соглашениями предполагаются соглашения правительства Украины с органами местной власти отдельных районов. Тогда в Конституции для правительства нужно прописать соответствующие полномочия. Иначе конституционный суд Украины при первом же запросе естественно решит, что такие соглашения противоречат действующей Конституции. Вероятно именно на такое развитие событий и рассчитывает Порошенко, внося свои куцые поправки. Логика ясна – сначала внести поправки без необходимого содержания, а следующим же шагом - подать запрос в Конституционный суд, которому ничего не останется как зафиксировать несоответствие конституции действий органов власти. Так что прописывать все нужно конкретно, чтобы потом не было шансов отмены путем различного рода технических маневров и юридической казуистики. Необходимо предусмотреть в Конституции и возможность создания народной милиции.

Без фиксации этих положений в основном тексте Конституции, республики не будут иметь стимулов для диалога с Киевом – потому что, во-первых, Киев нарушает уже взятые обязательства, а, во-вторых, - заранее фиксирует, что его будущие обязательства не имеют юридической силы.

Киевские власти должны понять – только постоянный и тщательно сформулированный конституционный статус отдельных районов и особенности их взаимоотношений с органами центральной власти соответствуют минским соглашениями и могут служить основанием для возвращения Донбасса в единое политическое пространство с Украиной. Обсуждать все необходимые поправки с представителями Донецкой и Луганской республик, как и модальность предстоящих выборов, Киеву все равно придется.

Расчет Киева на слабость республиканских властей несостоятелен. Несмотря на медийные кампании против Захарченко и Плотницкого, которые в целях нагнетания обстановки на Донбассе организуют некоторые эвакуированные за коррупцию, власть в Донецке и Луганске стабильна. Об этом свидетельствуют и данные последних опросов общественного мнения. Положительно к деятельности Захарченко относятся 78% опрошенных, в то время как работой Порошенко довольны лишь 20% украинцев. Кроме того, Захарченко и Плотницкого очевидно поддерживает Москва.

Для повышения эффективности мирного диалога, куда лучше было бы для всех сторон подписавших минские соглашения, не откладывая начать обсуждение механизмов их продления за горизонт 2015 года. Очевидно, что из-за петляний киевских властей к концу года выполнить все пункты февральского Комплекса мер уже не получится. Поэтому, чем раньше стороны признают этот факт и обсудят новые временные рамки – тем меньше будет спешки и недоверия, тем меньше будет возможностей и соблазнов сорвать мирный процесс.