Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Дом. Семья16 июня 2015 22:00

Шесть новых настоящих детективов, которые стоит почитать в отпуске

Лучшие представители жанра 2015 года в подборке нашего специального корреспондента Анны Балуевой

КАМЕНСКАЯ - НАШЕ ВСЕ!

Александра Маринина

«Казнь без злого умысла»

Изд-во «ЭКСМО», 2015

Свою первую книжку Марина Анатольевна Алексеева написала 20 лет назад, еще когда сама работала в МВД (подполковник милиции, между прочим). Ее героиня Настя Каменская сначала стала любовью российских читателей, а потом и телезрителей. Потом, было дело, Маринина пыталась бросить свою сыщицу, писала очень серьезные семейные эпопеи, в любом случае все ее книги становились бестселлерами. Но все-таки писательница вернулась к приключениям Насти Каменской. Новый роман начинается с того, что супружеская пара по ошибке получает письмо, адресованное какому-то Семушкину из соседнего дома. Уж не тому ли самому, которого недавно убили, в ужасе думают супруги… Тем временем Каменская и ее давний приятель Коротков оказались в сибирском городе Вербицке. У Насти там свой интерес - ее брат хочет построить там пансионат и послал сестру на разведку: оглядеться, найти место, уточнить позиции. В Вербицке тем временем происходит какая-то предвыборная заварушка, и местной власти не до москвичей. Там вообще экологов убивают. Кто, зачем, почему? Люди в шоке, винят во всем чиновников. Да и мотивы вроде найдены - уж очень рьяно мэр и его друзья отстаивают одну странную звероферму, где разводят соболей на мех. То есть вред для экологии налицо. Разумеется, это дело увлекло Каменскую намного сильнее, чем поиски места под пансионат. Маринина говорит, что давно не писала про Каменскую с таким упоением, без черновиков и творческих мучений.

СТРАШНО СМЕШНО

Дарья Донцова

«Мачеха в хрустальных галошах»

Изд-во «ЭКСМО», 2015

Степанида Козлова молодая и красивая. У нее полный порядок с карьерой. Она член совета директоров фирмы «Бак» и такой хороший визажист, что для нее даже придумали солидную должность - директор по стилю и макияжу. У Степаниды есть суперквартира в Москве и квартирка поменьше в Париже, на улице Сен-Сюльпис. Степанида путешествует, у нее есть автомобиль и бабушка Изабелла Константиновна - Белка.

Сейчас Степе доверено гримировать семью Монаховых: Кирилла, Антонину и их детей - для съемок биографического фильма. У отца семейства после тяжелой травмы открылся Дар: алтайский шаман, лечивший его, велел теперь помогать людям и возвести Дом Души. Так что теперь вся семья встала на благой путь, переехала из особняка в обычную квартиру. Старшие творят добро со всем пылом - истово, отказывая себе во всем, а младшие неохотно. Съемки продолжаются, и вдруг... оказывается, в подвальном чулане спрятаны украшения, похожие на те, что снимал со своих жертв маньяк-убийца.

ПУГАЮЩИЕ МЭТРЫ

Дэвид Кроненберг

«Употреблено»

Изд-во Corpus, 2015

Великий Кроненберг в свои 72 года сочинил первый в жизни роман - и снес им миру мозг с такой же хирургической точностью, с какой делал это своими фильмами про трансформации, параноидальные эксперименты, любовь, насилие, секс и технологии («Муха», «Голый завтрак», «Паук», «Экзистенция» - это классика).

Только вы открыли книжку, а там кто-то уже убил Селестину Аростеги, знаменитого профессора-философа из Сорбонны, разделал ее тело на куски и съел. Сомнительно, что это сделано из гурманских соображений - 60-летняя Селестина вряд ли была очень вкусной. Ее муж Аристид, тоже профессор, исчез - как испарился. Эти Аростеги - крайне занятная пара, открытая всем ветрам этого мира, включая обильные чувственные опыты. Поскольку, кроме мужа, съесть профессоршу (провернув таким образом полное слияние тел) вроде больше некому, его и выслеживает Наоми, 30-летняя журналистка, пока ее любовник Натан пишет статью про подпольного хирурга. Эта парочка - фанаты гаджетов, аудио-видео, мессенджеров и виртуального изощренного секса. Ну как? Вылитый Кроненберг, прекрасный и сумасшедший, не правда ли? Вся дальнейшая фантасмагория (насекомые тоже будут, как без них) - вообще не для слабонервных. И знаете, все эти андроиды-айфоны, если по Кроненбергу, делают с нашей жизнью что-то совсем не то...

ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЕ УБИЙСТВА

Чарльз Камминг

«Чужая страна»

Изд-во «Центрполиграф», 2015

Жесткий и очень качественный триллер, загадочные и страшные события которого произошли в разное время и на разных континентах.

В конце 90-х в Тунисе из-под носа соблазнителя бесследно исчезла молодая помощница по хозяйству. Следом в Египте убивают пару из Франции, приехавшую отдыхать. Вскоре после этого в Париже похищен некий бухгалтер. А потом на юге Франции бесследно исчезает женщина, которая должна стать начальником МИ6. Британская разведка - на краю катастрофы, и выручить ее может только опальный и выброшенный за борт офицер-плохиш Томас Келли. Ему говорят: найди быстро, тихо и любой ценой. Примечательно, что Камминг знает всю подноготную МИ6 - он сам там служил.

ИЗ ЖИЗНИ СПЕЦСЛУЖБ

Терри Хейз

«Я Пилигрим»

Изд-во «Азбука-Аттикус», 2015

В захудалом нью-йоркском отеле находят изуродованное женское тело. Орудовал маньяк, и есть причины считать, что он задумал массовое убийство. Инцидентом, кроме полиции, занимается странноватый консультант - человек явно матерый, опытный, но без имени. Никто не знает, кто это, он просто Пилигрим. С другой стороны, повествование углубляется в прошлое экс-агента, возглавлявшего когда-то одно секретное подразделение ЦРУ, которое после событий 11 сентября перестало существовать. Этот агент - Скотт Мердок, он давно мертв. А вот он как раз знал о таких убийствах очень много. Но мы же знаем, что мир спецслужб никогда не отпускает своих разведчиков, даже мертвых.

Права на шпионский триллер успешного сценариста Хейза («Расплата» с Мэлом Гибсоном, «Из ада» с Джонни Деппом) уже куплены Голливудом - и это авторитетнейшее удостоверение качества, несмотря на то, что это в каком-то смысле роман-дебют. У нас к книжке, написанной в 2013 году, присматривались довольно долго, но западные читательские рейтинги были так убедительно высоки, что вот перевели наконец-то.

В СТИЛЕ РЕТРО

Николай Свечин

«Роковые числа»

Изд-во «ЭКСМО», 2015

Этот довольно объемистый и свежий детектив в ретростиле точно не обманет ваши ожидания. Книжка умная и затейливая. Да и вообще сыщик Алексей Лыков уже давно наступает на пятки славному и любимому Эрасту Фандорину. В этом романе, как, впрочем, и в других книжках автора, перестрелки и интриги хитро перемешаны с бытом и обычаями вековой давности.

Итак, нижегородский молодой сыщик Алексей Лыков вместе со своим опытным наставником Павлом Благово отправляется в Санкт-Петербург, куда их вызвал граф Игнатьев, новый министр внутренних дел. Лыков и Благово приняты на службу в столичном департаменте полиции и ловят загадочного маньяка, который охотится на беременных женщин. Он убил уже пятерых, но, по теории Павла Благово, смертельных жертв должно быть девять. Мало того, эти зверские убийства могут повлечь за собой глобальные и страшные события: свержение монархии в России. Пока наставник работает мозгом, Лыкову предстоит внедриться в самые низы преступного мира, схватиться с настоящим людоедом и противостоять десятку отъявленных подлецов.

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ

Сергей Лукьяненко, писатель-фантаст:

- Хочу посоветовать произведения автора, которого мало кто знает как писателя-детективщика. Это Рей Брэдбери. Как раз недавно вышла новая книга под названием «Голливудские триллеры» - в одном томе собраны сразу три романа Рея Брэдбери: «Смерть - дело одинокое» 1985 года написания, «Кладбище для безумцев» 1990-го, «Давайте убьем Констанцию» 2002-го. Первые два романа точно издавались, но давно и как-то незаметно для широкой аудитории. По крайней мере мне они раньше не попадались. Ужасно интересные и нестандартные вещи! События всех трех романов происходят в Голливуде. В первом сыщик и писатель распутывают несколько смертей, казалось бы, никак не связанных между собой. Во втором - история киношного магната, погибшего в Хеллоуин двадцать лет назад. В третьем пытаются спасти от неминуемой гибели кинозвезду.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Из наших свежих детективов я бы взял Акунина - «Планета Вода». Хотя мне показалось, что она немного уступает предыдущим книгам классического фандоринского цикла. В то же время Акунин, конечно, профессионал и плохо не сделает. Но все же ранние романы про Фандорина были интереснее и в чем-то позитивнее, что ли.

Из классики мой любимый автор - это Рекс Стаут. Его детективы бессмертны. Оставив Конан Дойла вне конкуренции как создателя жанра и архетипа сыщика, который тиражируется в тех или иных видах всеми авторами (в том числе и Ниро Вульф несет в себе отпечаток Холмса), скажу, что Стаут в моих предпочтениях выше Агаты Кристи. Он более злой, мужской и где-то более гедонистичный.