Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
В мире17 апреля 2015 22:00

И один в поле воин, если он Земан

Почему чешский президент не боится быть «белой вороной»?
Почему чешский президент не боится быть «белой вороной»?

Почему чешский президент не боится быть «белой вороной»?

Фото: REUTERS

Не ладно что-то в чешском королевстве: то президент Чехии Милош Земан вопреки общеевропейскому тренду объявляет о том, что поедет на День Победы в Москве, но на парад при этом не пойдет. То чешское правительство отказывается ему оплачивать билет. То парламент пытается запустить процедуру импичмента. Все это происходит на фоне раскола в чешском обществе, ожесточенной грызни в газетах и истерических выпадов американского посла, который искренне считает себя равным главе пусть небольшого, но независимого государства…Что в действительности происходит в тихой и мирной европейской стране и почему Милош Земан стал «белой вороной» - рассказывает советник директора Российского института стратегических исследований кандидат исторических наук Елена Хотькова.

Яркий человек с непростой судьбой

- По мнению многих, Земан поступает неосмотрительно: за его решение ехать в Москву его раскритиковали все, включая посла США. На что чешский президент в свойственной ему манере ответил, что ворота Пражского града отныне для последнего закрыты... Беспрецедентный случай в дипломатии!

- Расскажу предысторию этого конфликта. Посол США Эндрю Шапиро не карьерный дипломат. Это личный друг президента Обамы, его однокашник по Гарвардскому университету. Он тоже заканчивал юридический факультет, занимался коммерческим правом и никак не связан был с дипломатией. Но в практике Соединенных Штатов Америки тех, кто вкладывается в избирательную кампанию - а Эндрю Шапиро вложил до миллиона долларов - назначают в красивые страны Центральной и Восточной Европы. Им там нравится.

Осенью прошлого года Эндрю Шапиро стал послом в Чехии. Весь драматизм ситуации состоит в том, что его личная история так или иначе переплетается с историей войны – его мама как раз из Чехии бежала в Америку в годы войны от фашизма. Тем более лицемерно и недопустимо звучат его слова в отношении президента Земана, который посчитал своим долгом и ответственностью приехать на День Победы в Москву.

Советник директора Российского института стратегических исследований кандидат исторических наук Елена Хотькова.

Советник директора Российского института стратегических исследований кандидат исторических наук Елена Хотькова.

Фото: Галина САПОЖНИКОВА

- Для Земана не ново быть «белой вороной» и идти вопреки потоку. Напомню некоторые факты из его биографии: он воздерживался от поддержки бомбежек Югославии. Заявил, что не допустит строительства в Чехии мечетей. Назвал режим в Косово террористическим. С критикой обрушился на бывшего госсекретаря США Мадлен Олбрайт. И никогда не боялся демонстрировать свою абсолютную независимость и попасть под шквал критики. Бездна харизмы и бездна обаяния!

- Милош Земан – это третий президент Чехии, но первый, кто был всенародно избран. Это важно: Вацлав Гавел и Вацлав Клаус избирались парламентом, а доверие народа получил именно Земан – яркий человек с непростой судьбой. Некоторые могут подумать, что он был обласкан в период социалистической Чехословакии, но это не так. На самом деле в те времена он долго не мог получить высшее образование, лишился работы по специальности экономиста, был исключен из партии. Много было событий, которые могли сломать его психологически, но он не просто выстоял и остался верен самому себе.

- А где искать истоки его русофильства?

- Это нельзя назвать русофильством. Просто любой нормальный чех понимает, что Россия всегда была европейской державой. Историю Чехии невозможно отделить от России. Это и чешская литература, которая неразрывно связана с русской, и история эмиграции: после 1917 года огромное количество белых эмигрантов, Марина Цветаева в том числе, проживали в Праге. В Чехии всегда была политическая школа, которая была ориентирована на общие славянские корни. И Земан в этом смысле не исключение и не феномен - он, скорее, продолжатель традиции.

- Это позиция лично Земана? Или есть определенная часть чешских элит, от имени которых он говорит?

- Конечно, он отражает значительную часть чешского общества, хотя вся эта ситуация играет на углубляющийся в стране раскол. Надо сказать, что Чехия, как любая малая страна Европы, очень нервно относится к окрикам и замечаниям великих держав. Для чехов очень важно, чтоб с их мнением считались. И то, что Земан открыто пошел на этот конфликт, свидетельствует о том, что он не один, за ним стоят люди, которые считают, что американский диктат в Чехии избыточен.

Красная карточка

- Но начальник штаба чешской армии генерал Петр Павел, который заявил о том, что главной угрозой миру чешский генштаб видит в России и группировке «Исламское государство» - явно к этой группе людей не принадлежит... По мнению Павела, опасность заключается «в весьма самоуверенной политике российского руководства». Насколько чешская армия идет в русле политики страны?

- Петр Павел работает в генштабе последние дни и переходит в командование НАТО. Это первый человек из Восточной Европы, который будет работать на столь высокой должности в натовских структурах, от этого такая риторика. В чешском обществе такого милитаристского угара и опасения России, как в Польше или Прибалтике, нет. Эти заявления никак не отражаются на обществе. Больше того: министр промышленности чешского правительства Ян Младек, который последовательно выступает за расширение экономических связей с Россией, предлагал недавно провести двустороннюю межправительственную комиссию, чтобы обсудить все насущные проблемы торговых и экономических связей между нашими странами. Так американское посольство и чиновники из ЕС на это фактически наложили вето, потому что это якобы подрывает их солидарность...

- И Милош Земан не мог этому воспрепятствовать?

- Нет. Потому что Чехия является парламентской республикой, а не президентской. Тем ценнее то, что делает сам Земан – он отстаивает совершенно особую позицию в условиях, когда на Прагу оказывается колоссальное давление со стороны и Вашингтона, и Брюсселя.

- Вы говорите о том, что по сравнению с Прибалтикой и Польшей ярой русофобии в Чехии нет. А я выписала вот такую фразу - правда, она относится еще к январю 2015-го: «Бурю негодования в чешских СМИ вызвало приглашение от Земана Путину приехать в Прагу на мероприятия по поводу 70-летия освобождения концлагеря...». Что за эмоции гуляют в чешском обществе, что их можно обозначить словом «буря»?

- Я думаю, эти бури инспирируются СМИ. Причем они далеко не всегда национальные, а транснациональные - не надо забывать о влиянии Соединенных Штатов. Нельзя ставить знак равенства между шумихой в газетах и общественным мнением. Это часто попытка выдать желаемое за действительное. Многие чешские журналисты уходят сейчас в интернет и создают независимые источники информации для того, чтобы донести свою правду, потому что невозможно пробиться в официальные СМИ. Народ в стране в целом далек от политиканства и спокойно смотрит на многие проблемы. Чехи достаточно прагматичны и понимают, что антироссийская позиция не принесет ничего хорошего ни Праге, ни Европе в целом.

Зимой в Праге были даже антиземановские демонстрации! Видите ли: Милош Земан часто дает интервью, у него была даже постоянно действующая рубрика. Он резко высказался в адрес Pussy Riot, называя их так, как на самом деле, то есть нецензурно. Говорил, что дело не в Украине – Россию до этого доканывали то историей с «Пусси», то Олимпиадой – и все равно на выходе было бы то, что было. Ну и началось: президент не может так выступать, это роняет престиж страны... На демонстрациях показывали красную карточку, как в футболе, что означало: уходи! В СМИ потом рассказывали, что эти коробочки с красными карточками были доставлены на площадь из американского посольства.

Больше европейскости, меньше атлантичности

- А кто, по-вашему, стоит за нынешней дискуссией в чешских СМИ о том, кто именно освободил Прагу – бойцы Красной Армии или власовцы?

- Я думаю, это те же люди, которые придумали для киевского майдана идеологическую составляющую – для того, чтобы принизить роль Красной Армии и внести раскол в представление о победе.

- Как, кстати, чешское общество отнеслось к событиям на Украине и к возвращению Крыма в состав России?

- По сравнению с поляками или с венграми более спокойно и взвешенно. Мало кто знает, но в Волынской области Украины есть незначительное чешское меньшинство, которое даже обращалось к Праге с просьбой о помощи, вплоть до возможности вернуться на историческую родину. Чехи понимают, что значение России на востоке Европы огромно. Что нельзя ничего предпринимать, игнорируя интересы России в Восточной Европе - эту позицию Милош Земан как раз и озвучил. Американцы пытаются насадить русофобию извне, накалить атмосферу и внести в политическую жизнь Праги чрезмерный радикализм, который прагматичным чехам совершенно не нужен. Они хотят быть прежде всего патриотами своей страны, европейцами в полном смысле этого слова. А для Европы всегда традиционным был компромисс, учет различных интересов, дружба с соседями по максимуму. И эта традиция в чешской политической жизни остается.

- Вот все вроде бы все славяне – а как у нас все по-разному! Президент Словакии Андрей Киска в Москву демонстративно не едет, в Польше при Брониславе Коморовском процветает русофобия , а чешский президент принимает брюссельско-вашингтонский удар на себя. Связана ли политическая линия страны с фигурой национального лидера?

- Это вопрос, на который они сами ответить не могут. Соединенные Штаты Америки много сделали для того, чтобы оторвать страны бывшего Варшавского договора от России. Эксперты склоняются к тому, что дело в геополитике. Все определяет история страны. Польша с ее тремя разделами воспринимает себя как вечную страну-жертву. У Чехии, Словакии, Венгрии совершенно другая история. Это бывшая Австро-Венгрия, отсюда и более спокойные оценки в восприятии России, больше европейскости, меньше атлантичности. Хотя бы попытка быть не эхом Вашингтона, а говорить собственным голосом.

Последний бастион

- Можно ли осторожно надеяться на то, что в Восточной Европе вызревает коалиция государств, которые мыслят прагматически, преследуют свои интересы, а не чужие?

- Отвечаю на этот вопрос однозначно: да! Более того, скажу, что кризис на Украине был попыткой предотвратить формирование автономизации Европы от вашингтонского диктата. Американские исследователи из Фонда Маршалла еще в 2013 году писали о том, что США не допустят того, чтобы создавался европейский полюс силы. И сделают все, чтобы остановить и Россию с ее планами создания ЕврАзЭС, и Китай. Все, что мешает доминированию США в мире, будет отвергнуто. После того, как мир почувствовал, как близко было военное столкновение европейского масштаба, в Европе это начали понимать. Нарастают те силы, которые выступают за поиск компромисса - не только в Чехии, в Венгрии или Греции. Ангела Меркель тоже сказала о том, что решать вопросы на востоке Европы без России невозможно.

- Но никаких практических действий за этими словами не последовало. Мы должны сидеть и ждать, пока эти прагматичные настроения в Европе вызреют сами? Или тоже предпринимать навстречу какие-то шаги?

- Все компромиссы уже найдены. Последовательное выполнение Минских соглашений, их имплементация – вот тот компромисс, к которому все стремятся. Европа не должна превратиться в то, что ей уготовано в концепции США. Милошу Земану именно за его сопротивление и достается по полной программе. Он понял, что 9 мая - это последний бастион, который сдавать нельзя.

- И даже тот факт, что он во время парада Победы в Москве «отсидится в кустах» по вашему, ничего не меняет?

- Земан в последние дни демонстрирует всем, как тяжело в Евросоюзе отстаивать свою точку зрения. Своим приездом в Москву, он, на мой взгляд, спасает репутацию европейцев. Парад на Красной площади – наша традиция, символ Победы, а не милитаристское шоу. Что поделать, если в Европе сейчас популярны совсем иные парады…