Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Авто17 апреля 2015 11:00

«Копейка» - ягодка опять

Народному автомобилю исполняется 45 лет
Такие машины в отличном состоянии просто радуют глаз.

Такие машины в отличном состоянии просто радуют глаз.

Фото: Андрей ГРЕЧАННИК

Не смейте называть ее «Ладой»! Во времена СССР у «копейки» были другие имена: «жигуль», «ноль первая»... Это был престижный по советским меркам автомобиль, пренебрежительные «жига», «жужа» или «копейка» прицепились к нему уже гораздо позже, массово даже в нынешнем веке. Тогда вышел фильм режиссера Ивана Дыховичного, который прямо так и назывался - «Копейка».

Комедия "Копейка" вышла в 2002 году.

Комедия "Копейка" вышла в 2002 году.

- Я уже 30 лет езжу на одной и той же машине. Это очень хорошая машина - «Жигули» ВАЗ-2101, - с вымученного бурчания героя Сергея Мазаева - автослесаря Бубуки - начинается комедия.

- За все эти годы машина проявила себя очень хорошо. Я только один раз сделал капитальный ремонт двигателя. И подвеска вела себя тоже очень хорошо. Я всего-навсего поменял только трамблер, бобину, шаровые. И кузов вел себя очень хорошо, хотя я каждую осень езжу в Тамбовскую область за картошкой.

Инфографика rian.ru.

Инфографика rian.ru.

Фото: Андрей ГРЕЧАННИК

Вообще, классические «Жигули» засветились в мировом кино и ТВ. Британский телескандалист Джереми Кларксон, хам и грубиян, с треском выкинутый недавно из программы Top Gear, описывая ВАЗовскую «классику» за словом в карман не лез: «Машина ужасна. Рулевая колонка намертво приварена к панели приборов, а потому отказывается вращаться. Педаль тормоза заставляет машину резко слегка разгоняться и поворачивать влево, причем одновременно. А ее двигатель снят с бетономешалки, которая в течение последних трех лет перемалывала солдат-повстанцев в Южном Судане».

Фото: Андрей ГРЕЧАННИК

А режиссер Тимур Бекмамбетов рассказывал кинообозревателю «КП» Стасу Тыркину, как в боевике «Особо опасен» посадил за руль «Жигулей» звезду Голливуда:

- Я только заикнулся об этом, и ее счастью не было предела! Она ведь везде на дорогих красивых машинах разъезжает. Кстати, на экране «копейка» выглядит удивительно стильно. Это совершенно другая машина, когда в ней едет Анджелина Джоли! Я уверен, что после выхода фильма «копейка» станет модной машиной. Она действительно очень красива и элегантна - как английская «Мини», тоже ставшая модной после участия в ряде фильмов. Наши «Жигули», убежден, тоже станут культовыми.

Кадр из фильма "Особо опасен".

Кадр из фильма "Особо опасен".

Фото: Андрей ГРЕЧАННИК

Такие машины по-прежнему бороздят просторы нашей необъятной, но это уже и раритет, самый настоящий олдтаймер. За «ноль первыми», сохранившимися в первозданном виде, без последствий аварий, гаражного ремонта и «колхозного» тюнинга, гоняются не просто энтузиасты из многочисленных автоклубов, а коллекционеры и реставраторы.

- Имеет значение, что это за модель - «ноль первая», «ноль одиннадцатая», «ноль тринадцатая». И год выпуска очень важен. 1970-й - это одно, 71-й - уже совсем другое. Они отличаются очень сильно, - объясняет Сергей Симонов из реставрационной мастерской Simonov Motors.

- Предложение таких машин огромно, они могут стоить и 60 тысяч рублей, и 350 тысяч, и даже дороже миллиона. Но по-настоящему дорого будет стоить только новая такая машина. Не восстановленная, а абсолютно оригинальная и без пробега, такие тоже встречаются.

Фото: Андрей ГРЕЧАННИК

ВОПРОС ДНЯ

А у вас какие воспоминания связаны с «Жигулями»?

Владимир СОЛОВЬЕВ, телеведущий:

- У меня «Жигули» появились в 80-х, и, конечно, их не сравнить с «Волгой» ГАЗ-24, которая была моей первой машиной. Но свою «трешку» я очень любил. Причем без всякого цыганского тюнинга. Тогда же модно было цеплять подвесные футбольные мячики, менять коврики, бамперы.

Татьяна РАЛКА, директор музея АвтоВАЗа:

- У нас есть первый проданный в 1970-м автомобиль - «копейка». Его купил начальник цеха, которого, к сожалению, уже нет в живых. Он отъездил на этой «ласточке» около 40 лет. К юбилею АвтоВАЗа решили отыскать тот самый автомобиль и обменяли старенькую «копейку» на новую «девятку».

Дмитрий ТАРАСЕНКО, член Ассоциации каскадеров России:

- Автомобили этой марки для нас, каскадеров, уже лет 30 - 40 самые главные труженики на съемочной площадке. Мы их и переворачивали, и жгли, и в ущелья сбрасывали. Вряд ли в нашем кино есть машина, которая делала бы больше трюков.

Алексей КОРТНЕВ, лидер группы «Несчастный случай», актер:

- После 2-го курса мехмата МГУ мы с ребятами строили коровники в Смоленской области. Неплохо заработали. И я купил себе подержанные «Жигули» за 700 рублей. И долго на этой машине ездил, пока в меня не врезались другие «Жигули». Никто не пострадал, но машину пришлось сдать в утиль.

Леонид ПИСНОЙ, депутат Саратовской облдумы, коллекционер ретроавтомобилей:

- Специально работал мастером на заводе и в 1988-м накопил на «Жигули», «копейку». В день покупки я был самым счастливым человеком, а потом не раз ездил на ней на юг, чем вызывал зависть приятелей. Сейчас в моей коллекции около 70 ретроавтомобилей, есть и первые «Жигули».

Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

Арсен ГАЛСТЯН, олимпийский чемпион Лондона-2010 по дзюдо:

- Первой нашей семейной машиной была желтая «копейка». Когда был совсем маленький, готовился к тренировкам в салоне этой «копейки». В жару машина сильно нагревалась, я закрывался внутри и представлял, что сижу в парилке.

Настя, слушательница Радио «КП» (97,2 FM):

- С «шестеркой» у нас связана семейная история 30-летней давности. Родители решили продать старушку. Пришел покупатель: «Машина хорошая, куплю за 11 тысяч». А папа мой отвечает: «Мы не спекулянты! За 9 купили, за 9 и продадим!»

Слава, читатель сайта KP.RU:

- У меня по сию пору с февраля 1975-го трудятся «Жигули» ВАЗ-2103. Машина прошла 300 тысяч километров! И нигде ржавчины нет.

Слушайте ежедневную программу «Автомобили» на Радио «КП».

Присоединяйтесь к группе автомобилистов ВКонтакте.