Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Звезды9 апреля 2015 10:50

«Вальпургиева ночь»: путешествие в настоящее

Марк Анатольевич Захаров поставил в Ленкоме будоражащий спектакль по Венедикту Ерофееву
Марк Захаров поставил в Ленкоме спектакль по Венедикту Ерофееву - "Вальпургиеву ночь". ФОТО: ЛЕНКОМ

Марк Захаров поставил в Ленкоме спектакль по Венедикту Ерофееву - "Вальпургиеву ночь". ФОТО: ЛЕНКОМ

В этой постановке режиссер соединил в единое театральное полотно фрагменты разных его произведений («Записки психопата», пьеса про Фани Каплан, эссе о Василии Розанове), но в основном массиве это, конечно, поэма в прозе «Москва-Петушки» и пьеса «Вальпургиева ночь, или Шаги командора», написанная Ерофеевым в 1985 году, после «отсидки» в психиатрической больнице.

Сейчас, когда большая наша страна вдруг вспомнила свои прошлые ухватки, история персонажа Венички, умного и тонкого человека, «разжалованного в массы», точно попадает в болевые точки нашего общества. Марк Захаров, как истинный мастер, не кланяющийся данности, скинув лет так сорок, эти точки и показал.

«Вальпургиева ночь» (какое множество в названии ассоциаций!) совсем не отдает ретро, там нет частных примет времени, алкогольного акцента тоже нет, да и сам Веничка по-фаустовски вневременной. Его играет изумительный Игорь Микурбанов. Он, кстати, несколько лет назад сам ставил «Москву – Петушки» (в интернете есть – посмотрите).

В мешковатых брюках и расстегнутом пиджаке он в начале разговаривает (грустный поэтический афористичный текст завораживает и не отпустит уже до конца) с тремя ангелами в балетных пачках и кедиках. Потом очень хочет выпить хересу на вокзале, потом самоубийство, психбольница, побег и путешествие в Петушки к своей Афродите (смелая Полина Чекан раздевается, соблазняет - настоящая «рыжая сука», которую ангелы тут кроют, к удовольствию публики, так и сяк). Пространство сцены, разделенное перекладинами на бесплотные клетки постепенно заполняется ерофеевскими персонажами – а во втором действии Веничка-Миркурбанов на время уходит к кулисе и молча смотрит на попутчиков в электричке. На мятежного Черноуса (Виктор Раков поочередности с Александром Балуевым), на колоритного Митрича (Сергей Степанченко) и его зловещего внучека (Дмитрий Гизбрехт). Виктор Вержбицкий играет совкового психиатра и, ближе к финалу, холодного камердинера, провожающего Веничку к госпоже, еще одному воплощению многоликой Зиночки, с какой-то трагической эксцентрикой сыгранной здесь Александрой Захаровой. Двух эпизодических дам играют Екатерина Мигицко и Татьяна Збруева.

Все действие открывается и закрывается красным дорожным стоп-сигналом, а декораций мы почти не замечаем - даже скамейки в электричке прозрачные, не отвлекающие от мыслительного, прежде всего, путешествия, от горьких и точных откровений Венички: «Родина, - скажу я, - отвяжись, у тебя у самой ничего нет», «внутри у каждого должен быть свой комиссар».

Но главная декорация появится в самом конце спектакля - и это будет кремлевская стена со звездой, на фоне которой закончит свое путешествие Веничка с помощью оборотней с красными носами – то ли клоунов, то ли убийц. Уставшие актеры выдут на поклоны под портрет Ерофеева и будут встречены овациями понимания.

Ст. м. «Пушкинская», М.Дмитровка, 6

17, 27 апреля

Цена билетов: от 1000 руб.

ЧТО ЕЩЕ ПОСМОТРЕТЬ

Квартет И

«Разговоры мужчин среднего возраста…»

Житейские истины, серьезные, смешные и грустные, о политике, искусстве, изменах, любви и смерти. Злоба дня тоже будет. Как же без нее? Как говорится, утром в газете, вечером в куплете.

Режиссер: Сергей Петрейков

В ролях: Леонид Барац, Ростислав Хаит, Александр Демидов, Камиль Ларин

ДК им. Зуева, ст. м. «Белорусская», Лесная, 18

23 апреля

Цена билетов: 1000 руб.

Гоголь-центр

«(М)ученик»

Пьеса Майенбурга рассказывает о подростке, решившем всех учить вопросам нравственности и веры. Его нетерпимость быстро переросла во вседозволенность, а кошмар и лицемерие стали постоянной атмосферой в школе и привели к гибели его же друга. Довольно страшная история о том, как быстро может деформироваться человеческое сознание. Режиссер: Кирилл Серебренников

В ролях: Юлия Ауг, Виктория Исакова, Никита Кукушкин

Ст. м. «Курская», Казакова, 8

28 апреля

Цена билетов: от 600 руб.

Практика

«Девушка и революционер»

Автор пьесы Игорь Симонов говорит, что писал не совсем про Сталина и Аллилуеву. Просто именно с их помощью история о том, что делает власть с отношениями мужчины и женщины, оказалась очень наглядной. Точно ли Сталин занимался любовью с шестнадцатилетней дочкой своих друзей в день штурма Зимнего, неясно, но алиби у него нет.

Режиссер: Владимир Агеев

В ролях: Агния Кузнецова, Евгений Стычкин

Ст. м. «Маяковская», Трехпрудный пер., 11/13

14 мая

Цена билетов: 1000 руб.