Премия Рунета-2020
Челябинск
+7°
Boom metrics
Общество21 марта 2015 22:00

В Челябинске детей отдают в мотоспорт, чтобы отвадить их от компьютера

Многократный чемпион России и Европы рассказал о том, как цивилизовать челябинских стритрейсеров и как в Австрии почитают советских спортсменов
В Челябинске детей отдают в мотоспорт, чтобы отвадить их от компьютера

В Челябинске детей отдают в мотоспорт, чтобы отвадить их от компьютера

Фото: Андрей АБРАМОВ

— В детстве у меня сначала появился велосипед. Но далеко на нем не уедешь, скорость низкая. Попросил у папы поставить моторчик. Получился мопед. Стал ездить быстрее. Понравилось, — рассказал директор Челябинской муниципальной спортивной школы по автомотоспорту Александр Платонов в программе «Бизнес-ланч на радио «Комсомольская правда» (95.3 FM). — Родился я в Сибири. У нас там совершенно не было асфальтовых дорог. Тайга, овраги… Пересеченная местность. Как раз такая, чтобы гонять с препятствиями, как на мотокроссе. Родители профессиональный спорт не одобряли, но были не против, чтобы я чем-то целенаправленно занимался. Они же видели, что я не банки пинаю на улице. А я был готов даже ночами тренироваться. Конечно, любой спорт — это риск и не всегда он идет в ногу со здоровьем. Хотя это занятие гораздо ближе к здоровому образу жизни, чем безделье и лень.

Александр стал гостем студии радио «Комсомольская правда» (95.3 FM)

Александр стал гостем студии радио «Комсомольская правда» (95.3 FM)

Фото: Андрей АБРАМОВ

МОТОЦИКЛЫ И ДЕВЧОНКИ

— Нынешние дети идут в мотоспорт? Мамы не возражают?

— Именно мамы и ведут к нам сыновей, а то и бабушки. Мотивация — отвлечь мальчишек от компьютера. Так что 1 сентября у нас всегда перебор. А школа, которая существует уже больше 20 лет, рассчитана только на 300 детей. Кстати, у нас отличное здание. Пять лет шла реконструкция, помогали инвесторы и горадминистрация. Новый тренажерный зал, новая мастерская. Мечтаем достроить спорткомплекс «Молодежный», чтобы прямо на трассе были боксы, ремонтные зоны, кафе, душевые кабины, там же мототехника находилась. Как в развитых странах. Пока работаем «по-крестьянски», но стремимся к лучшему.

— Техника у вас есть?

— У нас сто мотоциклов. Это, конечно, маловато для подготовки спортсменов высокого класса. Наши пацаны участвуют в различных соревнованиях, борются за разряды. 10-12 летние мальчишки защищают честь школы в чемпионатах страны на уровне кандидатов в мастера спорта. Если говорить про результаты в целом, у нас ежегодно добавляется по три-пять мастеров спорта. Им, конечно, нужен десяток новых мотоциклов, а мы «тянем» только два-три приобретения в год. Спасибо, что выручают родители, время от времени появляются спонсоры.

— Девчонок в школу берете?

— Берем! У нас замечательные девчонки. Евгения Нестерова участвуют в соревнованиях и завоевывают медали. А Марина Желтышева заняла на чемпионате России второе место, получила почтное звание "Мастера спорта". Давненько такого не случалось после советских времен. В свое время воспитанницы нашей школы Ольга Плесовских и Татьяна Ярушина по пять раз выигрывали на чемпионатах СССР. Потом работали тренерами в нашей же школе.

— Вы еще и отец троих детей. Они тоже на мотоциклах гоняют?

— Само собой. Я им тягу к спорту с малолетства привил. Младшему 12 лет, на гонки еще не выпускаем, но гоняет на всем, что заводится. Пока водим на плавание. Старший сын занимался мотокроссом, он в этом виде мастер спорта. А дочь мастер спорта по художественной гимнастике.

Александр пробует себя в необычном амплуа. 27 марта на фестивале моды «Платье города» в театре оперы и балета он выйдет на подиум в VIP-дефиле

Александр пробует себя в необычном амплуа. 27 марта на фестивале моды «Платье города» в театре оперы и балета он выйдет на подиум в VIP-дефиле

Фото: Андрей АБРАМОВ

МЕСТО ДЛЯ СКОРОСТИ

— Как относитесь к уличным гонкам, особенно если это шумные ночные вояжи стритрейсеров по городу?

— Они носятся по улицам, пугая и будя горожан потому что им негде больше гонять. В мегаполисах для этого используют старые аэропорты, еще какие-то площадки. Мы 15 лет бьемся над этой проблемой. Спорткомплекс «Молодежный» — это 20 гектаров земли. Всем места хватит. Нужно городским властям принять решение и заасфальтировать эту полосу, осветить ее. Можно поставить трибуны, установить электронные датчики, чтобы засекать скорость.

Стритрейсеры, конечно, люди в основном безбашенные, но как им запретишь гонять. Уберем с проспекта Ленина — начнут носиться по Кировке. Выгоним оттуда — переберутся на проспект Победы. А если благоустроить специальное место, станут ездить в нормальных условиях, безопасно.

— Страшно смотреть, как на городских трассах пацаны лавируют между машин на бешеной скорости.

— Все мотоциклисты с этого года обязаны ездить с водительскими удостоверениями. И сами должны понимать, что такое скорость и риск. Не создавать проблем водителям автомобилей, тем более дамам. Потому что не все понимают, что такое мотоцикл, который может двигаться в три раза быстрее, чем автомобиль. Нужно учиться понимать друг друга. Думаю, мы к этому придем.

СПОРТ БЕЗ САНКЦИЙ

— В Челябинске много любителей погонять на двухколесной машине?

— Их количество растет, поэтому и мотосалоны новые открываются. Люди теперь выбирают не старые мотоциклы, которые контейнерами везли из Японии, а современные, новые, надежные, мощные, красивые. У нас при муниципальной школе работает автомотошкола, где обучают вождению на мотоцикле с получением прав. Желающих обучиться хватает.

— На каком мотоцикле ездите вы?

— У меня KTM Duke в двух вариантах: и дорожный, и кроссовый, я в мотокроссах до сих пор участвую, правда уже не ради медалей — без скорости не могу жить. У российских спортсменов высокого класса, которые выступают на чемпионатах Европы и мира, много контрактов с заводом KTM, а у меня там даже есть друзья. Когда идет речь о тюнинговой подготовке, об индивидуальной комплектации мотоцикла, австрийцы всегда идут навстречу россиянам.

Нам, взрослому поколению, чем близка эта марка. Большой мотокросс начался, можно сказать, с KTM в конце 60-х годов прошлого века. Чемпионами мира СССР стали несколько спортсменов из СССР: Кавинов, Овчинников, братья Худяковы, а Моисеев — пятикратным чемпионом мира. На заводе KTM (находится в Австрии — прим. ред.) до сих пор их всех помнят и почитают. У них в музее много стендов о наших советских спортсменах. А при входе на предприятие — большая вывеска: «Работу нам дал Геннадий Моисеев». И его большое фото.

— Нынешние санкции не повредили отношениям?

— Далеко не все на Западе знают о санкциях, а спортсмены даже в это не вникают. Прошлым летом мы участвовали в международных соревнованиях. Ни слова не прозвучало ни о санкциях, ни об украинском кризисе. Там вообще многие считают, что Украина — российская территория.

Старший сын Алексей — мастер спорта по мотокроссу. О гонках мечтает и юный Сан Саныч

Старший сын Алексей — мастер спорта по мотокроссу. О гонках мечтает и юный Сан Саныч

Фото: Андрей АБРАМОВ

ДВУХКОЛЕСНЫЙ «СНАРЯД»

— Недавно я ездил в Милан на мотосалон, — продолжает Платонов. — Если несведущему человеку показать фото представленных там образцов, он скажет: «Фантастика». Там показывают дизайнерские разработки с прицелом на будущее. Тенденция такова, что все фирмы стремятся конструировать мотоциклы с электродвигателями. Такие с июня 2015-го будет выпускать фирма KTM. Заряжаются они электроэнергией два-три часа, этого хватает на пробег в 200 километров. Скажем, из Челябинска доехал до Екатеринбурга, там подзарядился и обратно. А японская фирма Kawasaki представила на выставке мотоцикл с водородным двигателем.

— И чем его заправляют?

— Альтернативный вид топлива — водород. Были представлены конструкции 2016-18 годов. По внешнему виду — точно из области фантастики. Kawasaki уже выпустила новый мотоцикл KAWASAKI NINJA (Кавасаки Ниндзя) с турбированным двигателем. Мощность как у автомобиля — около 300 лошадиных сил, разгон до ста километров за две-три секунды. В общем — снаряд.

— Сколько же они могут стоить?

— Насчет долгосрочных проектов не знаю. А мотоциклы KTM — от 15 тысяч евро (около миллиона рублей — прим. ред.). Примерно, как среднего класса автомобиль. Но в Европе чаще и используется байк (мотоцикл, мопед, велосипед — прим. ред.) вместо автомобиля. Он более востребован в городском цикле. Там давно к этому пришли. А у нас подчас «движение в обратном направлении»: мотоциклистам гайки закручивают с выдачей удостоверений, другие препоны чинят.

От городских «пробок» можно уходить, не только расширяя дороги, если какая-то часть автомобилистов пересядет на мотоциклы и велосипеды. Вот, допустим джип «Land Cruiser» занимает место на полосе, сколько четыре мотоцикла.

— И парковки байкам не нужны.

— Нет. Та же сигнализация, тот же ключ зажигания. Руль блокируется — и мотоцикл никто не укатит. Или любой велосипедный трос на колесо зацепи, и он стоит. Конечно, если четыре мужика подойдут, то поднимут его и в машину забросят. Но у нас XXI век, мы не индейцы, и видеокамеры везде висят.

За победами Платонов уже не гонится, но посоревноваться с ветром случая не упускает

За победами Платонов уже не гонится, но посоревноваться с ветром случая не упускает

Фото: Андрей АБРАМОВ

«ДОМА ВСЕГДА ТЕПЛЕЕ»

— В России делают достойные мотоциклы?

— В советское время, когда я был в сборной СССР, то параллельно в НИИ «Мотопром» в Серпухове работал испытателем. Там были мотоциклы всех образцов, какие только выпускались в мире. Все исследовалось, что-то свое добавлялось, для всех заводов СССР выпускали образцы. Мирового уровня мы так и не достигли. А на сегодня мотостроение в стране вообще почти закрыто. Со времен СССР у нас осталось всего три предприятия. Если на Ирбитском заводе, что в Свердловской области, в месяц выпускают 50 мотоциклов с коляской, то это хорошо. Ковровский завод полностью прекратил выпуск. Ижевский единицы выпускает, а больше ведет сборку китайских мотоциклов Forsage. Слабая техника с плохими технологиями, даже не знаю, кто на них ездит. В былые времена советские мотогонщики если и уступали иностранным конкурентам, то только из-за плохой техники. А сегодня народ пользуется мотоциклами Японии или Европы.

— Вам много по миру летать приходится?

— Уже, наверное, налетал часов не меньше, чем летчики. Может их к пенсии прибавят (улыбается)?

— Где комфортнее всего себя чувствуете, пересаживаясь с самолета на мотоцикл?

— Мне пусть хоть что говорят, но для меня самая хорошая страна — Челябинск. Дома всегда теплее, и дороги лучше. С ямами, зато родные.

— Если бы вы были министром спорта, какую реформу бы провели?

— Нет, я уж лучше на своем месте. У нас в области замечательный министр спорта — Леонид Одер. Он профессионал, знает, что нужно делать. Радует, что в планах — строительство новых спорткомплексов. Плавательных бассейнов в нашем городе обязательно больше, чтобы они были в каждом районе. Мы все время говорим, что дети растут слабыми. А где им здоровья набираться? В любое спортивное заведение очереди, не попасть. Не все способны потянуть плату за спортивные занятия. Побольше построить физкультурно-оздоровительных комплексов для детей, и будет у нас здоровое общество.Ну и обязательно спорткомплекс для технических – экстремальных видов спорта.

ДОСЬЕ «КП»

Александр Николаевич Платонов — вице-президент мотоциклетной федерации России, председатель региональной федерации мотоспорта Челябинской области, серебренный призер Чемпионата Европы, трехкратный чемпион СССР, 17-тикратный чемпион России по мотокроссу, мастер спорта международного класса СССР, заслуженный тренер России, отличник физической культуры и спорта, победитель городского конкурса «Человек года» в номинации «Спорт» (2002 год).