Автошкол в Уфе стало в четыре раза меньше – большая часть закрылись в последние месяцы, не смогли приспособиться к новым требованиям. Теперь «учебка» должна иметь тренажеры, мультимедийный проектор, три манекена, тягово-сцепное устройство и даже мотоциклетную каску с детским креслом. На все эти «запчасти» требуется очень кругленькая сумма. А самое неподъемное – свой автодром.
- Площадок, соответствующих новым требованиям, в городе по пальцам перечесть: две - в Затоне и одна - на Цветочной, - рассказывает Марат Шафиков, директор одной из 25 «выживших» автошкол. - Конечно, все побежали на Цветочную – вроде бы близко, удобно. А когда из ГИБДД пришли с проверкой, оказалось, что туда втиснулось аж 30 школ. Лишним пришлось сойти с дистанции.
По новой программе на теорию теперь отводят 136 часов вместо 106. Учащимся придется ломать мозги, разбираясь с трансмиссией, делать непрямой массаж сердца и даже изучать психологию водителей.
Преподаватели немногих уфимских автошкол, оставшихся на плаву, считают, что с теорией слишком уж накрутили.
- На изучение «Психофизиологических основы деятельности водителя» отвели 16 часов, - говорит Шафиков. - Будущий водитель должен за это время научиться себя адекватно вести в стрессовых ситуациях - на дороге бывает всякое. Но если человек по природе – хам трамвайный, чему его можно научить?!
Директора могут и не соглашаться с нужностью новых предметов, но исключать их из программы все равно нельзя: учебный центр дисквалифицируют.
Те автошколы, что сумели выдержать новые требования, задрали цены до небес. Вместо 12-15 тысяч рублей теперь за заветный «пластик» нужно выложить все 30. Впрочем, если собрать воедино все траты (плата за вождение и т.д.), набежит 45-60 тысяч рублей.
КОМПЕТЕНТНО
Преподаватель спецкурсов Центра высшего водительского мастерства РБ Лилия Саяхова:
- Медицины многовато, а в остальном разработчики новой программы молодцы: увеличили часы на практику вождения. И не только автодром, но еще и город. Надеюсь, людей, которые окончив автошколу, не смогут ездить, теперь будет гораздо меньше.
Личный взгляд
Кому это все нужно?
Я получила права несколько лет назад. Тогда на все вместе с теорией и вождением ушло около двух месяцев. Помню плакаты про двигатели и груду промасленных железок, символизирующих автовнутренности - вот и все нехитрое учебное оснащение. Впрочем, до железок у нас руки так и не дошли: штудировали ПДД и до одури решали экзаменационные тесты: «кто первым проедет перекресток – трамвай или телега?».
Тема оказания первой помощи пострадавшим в аварии всплыла лишь однажды. Виктор Михайлович, преподаватель с 43-летним опытом вождения, закончил урок мудрым советом:
- Если, не приведи господи, вы станете свидетелем ДТП, я вас умоляю: не вынимайте людей из обломков – вызывайте «Скорую»! Все равно ничего сделать толком вы не сможете, только навредите.
И он был прав. Толку от нас, непрофессионалов, в медицинском плане, как от козла молока. А сколько людей самостоятельно «переобувают» свою машину по сезону или меняют полетевшую деталь, минуя автосервис? Правильно, единицы. Так зачем же городить весь этот огород и тратить время и деньги на бестолковые знания?
Конечно, плюс в новой программе есть: времени на вождение отводится в два раза больше, чем раньше. Причем большое внимание будет уделяться езде по реальным городским улицам.
Раньше все дорожные премудрости – «змейку», параллельную парковку и эстакаду - мы отрабатывали на автодроме. О том, чтобы погонять по городу, не могло быть и речи – никто из преподавателей на такие риски не подрывался. Кстати, в своей группе из 20 человек я одна сдала вождение с первого раза. Но, положив права в карман, самостоятельно выехать на оживленную улицу так и не смогла: от страха руки-ноги не желали шевелиться. Потребовалось несколько недель ночных заездов с друзьями, чтобы хоть как-то научиться ползать вдоль обочины.
Разработчики реформы уверены, что нововведения помогут искоренить «липовые» автошколы и сделать водителей более профессиональными. Вот только найдутся ли желающие учиться за такие деньги? Тем более что лазейки дать на лапу и получить желаемое в обход закона всегда найдутся…
КСТАТИ
Не сдал с первого раза – плати!
Скоро экзамен придется сдавать с первого захода. Стимулировать успехи в учебе будет постановление правительства РФ (оно пока еще не подписано), по которому не сдавший один из экзаменов с третьего раза сможет прийти на пересдачу только через месяц. Также в Налоговом Кодексе собираются кое-что подправить, после чего оплачивать каждый экзамен придется в отдельности. А пока что кандидат один раз платит пошлину , и может ходить на пересдачу, пока не надоест.
Уфимские автошколы, осуществляющие образовательную деятельность по подготовке водителей
1. «АвтоМастерКласс», Бульвар Ибрагимова 57
2. Автошкола БРООО «ВОА», ул. Пархоменко 155/2
3. АНО «Учебный центр «СТАРТ», ул. Глинки д. 2
4. БРУКК - филиал ГУП «Башавтотранс», Владивостокская, д. 5
5. ГБОУ НПО ПЛ №13, Спартака 13
6. ГБОУ НПО ПЛ №2, Хакимова 7
7. НОУ Уфимская АШ ДОСААФ России, Трамвайная д. 17 А
8. ООО ЦДВ «Автоландия», Уфимское шоссе д.23/1
9. ООО «XXI век», Красноводская, 3
10. ООО «Авто-движения», Маршала Жукова д. 29
11. ООО «Автоинструктор», Кремлевская д.28
12. ООО «Автошкола «ФорсажАвто №1», З. Космодемьянской, 101
13. ООО «Альянс+», Ухтомского д.28
14. ООО «БашАвтоЛига», Проспект Октября д. 55
15. ООО «Зевс», Дагестанская, 12
16. ООО «УПП «МОТОР», Матвея Пинского д.8
17. ООО «Уфа-Авто», Айская д.69/2а
18. ООО «Уфа-АвтоПрофи», Проспект Октября д.132/3 8 этаж офис 805
19. ООО «ЦАШ», Ленина, д.61
20. ООО «ЦВВМ РБ», Революционная 154/1
21. ООО «Лидер-авто», Транспортная 40/1
22. УМЦ «СтройЭнергоМонтажСервис», Боткина д.5
23. ФГБОУ Башкирский ГАУ, 50-летия Октября д.34
24. ЧОУ «Автокурс», Пр. Октября, 132/3
25. ЧОУ «Драйф», А. Невского д.9 кв.46
26. ЧОУ «Приоритет Авто», Софьи Перовской д.52/2
27. ЧОУ «Спэйс», Гагарина, д.74/3
28. ЧОУ Учебный центр «ГрандАвто», Бульвар Ибрагимова д. 37/1