Премия Рунета-2020
Челябинск
+5°
Boom metrics
Звезды18 января 2015 22:00

«О событиях на Донбассе рано снимать кино»

В 2015 году выходит мистический сериал «Квест», снятый челябинским режиссером Андреем Загидуллиным. «КП» поговорила с ним о «Левиафане», больших проектах и выживании в киноиндустрии
В 2015 году выходит мистический сериал «Квест», снятый челябинским режиссером Андреем Загидуллиным. Фото: личный архив А. Загидуллина

В 2015 году выходит мистический сериал «Квест», снятый челябинским режиссером Андреем Загидуллиным. Фото: личный архив А. Загидуллина

Сюжет сериала «Квест»

Тайная организация отравляет посетителей московского кафе сильнодействующим ядом. Выжившие имеют в запасе 48 часов. За это время они должны решить историческую головоломку, чтобы получить спасительный антидот. В их руках «карта» — мистическое наследие Якова Брюса, сподвижника Петра I, слывшего в народе колдуном и чернокнижником. Героям сериала предстоит не просто выжить, но и понять, почему для испытаний были выбраны именно они.

ПО БЛАТУ СЕРИАЛ НЕ СНИМЕШЬ

В Челябинске тебя знали по короткометражкам, которые время от времени выстреливали на российских кинофестивалях. Как тебе удалось получить большой проект?

Последние года четыре я наездами бывал в Москве, пытался зацепиться, но не получалось. Я сделал вывод: ты не можешь получить проект по блату или знакомству. Были моменты, когда я в течение пары месяцев звонил одной продюсерше. Она каждый раз переносила встречу — с понедельника на среду, со среды на вторник, со вторника на пятницу. Потом, когда я уже отчаялся, на меня вышли из продюсерского центра «Иван» и пригласили на переговоры.

Им тебя кто-то посоветовал?

Нет. Они искали дебютантов на сериал «Квест» и случайно наткнулись на мой фильм «Наблюдатель». Генпродюсеру короткометражка понравилась. Но надо понимать, что дебютант легко может завалить проект, поэтому мне устроили серию тестов. Я рисовал раскадровку сцен, снимал тизер, доказывая, что умею работать с группой, потом мою кандидатуру согласовывали с СТС. И, когда все было пройдено, я подписал договор.

На съемках сериала "Квест". Фото: личный архив А. Загидуллина

На съемках сериала "Квест". Фото: личный архив А. Загидуллина

Сериал «Квест» держится на истории подростков, помещенных в загадочные обстоятельства. Отчасти это ассоциируется с голливудскими хитами вроде «Голодных игр» и «Бегущего в лабиринте». Вы намеренно соответствуйте тренду?

Я себе ставил задачу не повторяться. Да, есть шаблон — дети просыпаются и оказываются заперты в гигантской головоломке, из которой нужно выбраться. Мы добавили в него приключенческий жанр. Чтобы выжить, нашим героям приходится решать исторические загадки в стиле «Кода Да Винчи». Еще один плюс — история показана глазами героев. До самого финала зритель не знает, кто те плохие парни, которые стоят за квестом. Поэтому наш проект с одной стороны дань тренду, но с другой — небольшое ноу-хау.

В РОССИИ МОЖНО СНЯТЬ НОВОГО «КРЕСТНОГО ОТЦА»

Сериалы финансируют телеканалы. Экономический кризис, наверное, свернет десятки, если не сотни проектов?

Да, но в 2015 году потребитель этого не заметит. Будут выходить сериалы, снятые ранее. Сейчас телеканалы не продают должного объема рекламы, поэтому бюджеты сокращаются. Но настоящие фанатики, для которых кино — дело всей жизни, переживут трудности. Кризисы 1998 и 2008 годов тоже ударили по нашему кинематографу, но не убили его.

Фото: личный архив А. Загидуллина

Фото: личный архив А. Загидуллина

Станут ли сейчас актуальны военные сериалы с учетом последних событий на Украине и близящегося 70-летия ВОВ?

Кино для меня форма эскапизма, пространство, где ты можешь отдохнуть от реальной жизни. Честно, мне было бы неинтересно смотреть сериал о войне на Донбассе. Если бы только оно не открыло в жанре что-то новое. Как сделал это Кополла, сняв «Апокалипсис сегодня», или Оливер Стоун с «Взводом», или Месхиев со «Своими». Но чтобы снимать фильм про Украину — должна осесть пыль. На мнение большинства из нас все еще влияет либо телевизор, либо посты друзей в Facebook. Мало, кто видит цельную картину. Мне, кстати, недавно предлагали снимать военный сериал для «Первого канала» о Второй мировой, но я отказался.

Зачем наши каналы вообще финансируют отечественные сериалы, если можно купить качественные западные проекты, которые смотрит весь мир?

Сериалы «Во все тяжкие» или «Подпольная империя» могут быть Интернет-хитами, но когда их запустят на российском ТВ, рейтинг у них будет ниже, чем у условного «Глухаря». Более того, аудитория будет отличаться в десятки раз. Потому что многим до сих пор проще прийти с работы, включить телевизор и смотреть знакомую историю, положенную на родную почву. К сожалению, у нашего телезрителя пока нет такого культурного багажа, как у среднестатистического американца. Хотя мы к этому идем. Я считаю, в России можно и на тему «менты/бандиты» — снять нового «Крестного отца».

Фото: личный архив А. Загидуллина

Фото: личный архив А. Загидуллина

Верно ли утверждение, что все хорошие сценаристы уходят в сериалы?

Скорее, туда ушла серьезная драма. Блокбастеры же стали ближе к подросткам, превратившись в аттракционы. Если бы сегодня в кино вышел «Крестный отец» — в прокате он бы ничего не собрал, а вот в форме сериала был бы очень успешен.

«ЛЕВИАФАН» ОКНО НА ЗАПАД НЕ ПРОРУБИТ

К слову о серьезной драме. Новый фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» взял премию «Золотой глобус». Он может стать своеобразным окном в Европу для нашего кино?

Когда вышел «Олдбой» Пан Чхан Ука, все кричали, что на карте мира появилась новая кинодержава — Южная Корея. Да, мы посмотрели все его работы, но десятки других суперфильмов Корея нам не подарила.

Фото: личный архив А. Загидуллина

Фото: личный архив А. Загидуллина

Проблема России в том, что у нас нет режиссеров, готовых толкать нашу культуру на Запад. Амбиции большинства ограничиваются локальными кинофестивалями и одобрением кинотусовки. И это для многих потолок! Я сейчас говорю об авторском кино. Никто не ставит задачи снять фильм, который встанет в один ряд с «Побегом из Шоушенка», «Хорошим, плохим, злым», «Форрестом Гампом» и «Космической одиссеей». Хотя «Левиафан», конечно же, Оскар брать должен.

Министр культуры Владимир Мединский назвал «Левиафан» конъюктурным проектом. По его словам, если бы картину сняли в пригороде Парижа или на окраинах Колорадо, то мир бы этот фильм не принял.

Ну, не знаю. У Звягинцева эта история была в голове еще лет пять назад. Сняли и смонтировали фильм до февраля 2014-го, когда на Западе начали демонизировать Россию. Поэтому говорить о неком конъюктурном расчете со стороны режиссера не приходится. Другое дело, что выход фильма совпал с определенным интересом мира к нашей стране. Где-то Звягинцев попал в струю, но это не отменяет художественных заслуг фильма. Сейчас модно говорить, что «Левиафан» очерняет Россию. Стоп! Роман Достоевского «Преступление и наказание» тоже в какой-то степени ее очерняет, потому что показан мрачный депрессивный город, в котором тяжело выжить. В центре Раскольников — человек с мизантропическим мироощущением, он придумает кошмарную теорию и пытается ее подтвердить убийством. Но писатель же не виноват, что видит окружающую действительность в таких черных тонах.

Андрей Загидуллин снял короткометражные драмы: «Включи мотор и сдай назад», «Понимание», «Красная коробка», «Наблюдатель»

Андрей Загидуллин снял короткометражные драмы: «Включи мотор и сдай назад», «Понимание», «Красная коробка», «Наблюдатель»

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

ХОЧУ СНЯТЬ ФИЛЬМ С NOIZE MC

Пару лет назад ты говорил, что планируешь снять фильм о музыканте из провинции. Проект заморожен или нет?

Идея жива, и мы ее двигаем. Хочется сделать историю парня, который долгое время не может найти свою аудиторию, а потом выстреливает на YouTube. Но фильм не о пути к успеху, а о том, что приходит после — трансформация личности, борьба со звездной болезнью и т.д. На такую картину меня многие факторы вдохновили. Например, опыт «Триагрутрики», как подтверждение, что группа из провинции может выстрелить и стать успешной. Тем более я учился в одной школе с Джамалом, мы прошли один путь. Еще на меня повлияла история Haba G, который шумел в конце 90-х. Наш герой, конечно же, не совершает убийства, но за решеткой в силу разных причин тоже окажется.

Ходили слухи, что в фильме может сняться Noize MC.

Я действительно показывал сценарий Ивану три года назад, он идеально подходит для главной роли. Ему идея понравилась, но тогда не было денег на запуск проекта. Сейчас ситуация изменилась. Попробуем выйти на него снова.

Сколько больших проектов нужно снять режиссеру, чтобы финансово чувствовать себя независимым?

Пару-тройку. Но даже после «Квеста» мне стало легче. Я помню фиговые времена в 2009-м, когда на носу Новый год, а в кармане ни копейки. Ты продаешь компьютер и велотренажер, оставшийся от бабушки. Потом с приятелем-музыкантом едешь в холодном троллейбусе к местному меценату, чтобы он профинансировал клип. Тогда я находился за чертой бедности, но не сломался, не пошел на завод или в офис. Каждый год из ВГИКа выходят сотни выпускников. Где они? Почему у нас шесть режиссеров коммерческого кино и тридцать артхаусного. Ответ прост. Люди разочаровываются, потому что не могут найти спонсоров для реализации своих идей, и уходят из профессии. И это хороший ответ на твой первый вопрос: как получить большой проект? Единственный способ сделать это — не сломаться и не сойти с дистанции.

ДОСЬЕ «КП»

Андрей Загидуллин

27 лет. Как режиссер-постановщик снимал короткометражные фильмы, музыкальные клипы, рекламные ролики, телепрограммы. Получил приз за лучшую режиссуру на кинофестивале «Киногород Метрополис» в Санкт-Петербурге (председатель жюри — Александр Сокуров).

Получил специальный диплом XX открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» за лучший короткометражный фильм о городском пространстве современной России (финалист конкурса «Город РР» на Кинотавре-2009). Единственный от России полуфиналист конкурса «YouTube Your Film Festival», проводимого порталом Youtube совместно с Венецианским фестивалем и Ридли Скоттом.

Снял короткометражные драмы: «Включи мотор и сдай назад», «Понимание», «Красная коробка», «Наблюдатель».