Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество5 декабря 2014 14:25

Дочь студента, ставшего прототипом памятника на станции «Площадь Революции»: Когда я хотела увидеть отца, то ехала в метро...

Чемпион СССР по прыжкам в высоту, позировавший скульптору, почти 60 лет числился пропавшим без вести [видео]

Фото: Александр РОГОЗА

Вестибюль станции подземки «Площадь Революции» - место культовое. Считается, что день будет удачным, если потрогать сигнальный флажок в руке матроса. Еще один фетиш - нос собаки, стоящей с пограничником в буденовке. Его натерли до блеска московские студенты, которые уверены, что бронзовое животное гарантирует успешную сдачу экзамена. А еще тут есть рабочие, колхозники, шахтеры. Прототипы, с которых ваяли некоторые фигуры, известны. Но у одного из них совершенно невероятная история.

ИДЕАЛЬНЫЙ СОВЕТСКИЙ ЧЕЛОВЕК

Фото: Александр РОГОЗА

Москвичке Ольге Аркадьевне - 77. Когда она последний раз видела своего отца, ей было всего 4 года.

- Все, что помню: я сижу у папы на шее. Мы почему-то стоим у зеркала, - говорит женщина.

Наверное, это было его прощание. Перед отправкой на фронт Аркадий Гидрат пытался запомнить в отражении этих двоих, счастливых, себя и дочь.

Казалось, вся жизнь впереди. Родился в Харькове, а после школы с блеском поступил в Москве в физкультурный институт. Стройный красавец, гордость факультета. В 30-х Аркадий Гидрат - один из самых популярных советских легкоатлетов. Победитель чемпионата СССР по прыжкам в высоту, обладатель нескольких всесоюзных рекордов. О нем взахлеб пишут газеты. Многим в такой ситуации сносит голову, но Гидрат при всех своих талантах еще и невероятно скромен. Вы видели в старых советских фильмах идеальных ребят, правильных, искренних и справедливых? Гидрат был именно таким. После окончания института продолжает учебу, поступает в аспирантуру, потом остается преподавать в родном институте.

- Они в институте с мамой и познакомились, - рассказывает Ольга Аркадьевна. - Она была невероятно красивая женщина. Папа ее очень сильно любил. И мы были идеальной семьей.

Фото: Александр РОГОЗА

Когда скульпторы, оформлявшие будущую станцию метро «Площадь Революции», искали прототип для фигуры советского студента с книгой, им вдруг попалась в руки газета с фотографией легкоатлета Гидрата. Для задуманного образа чемпион подходил идеально! И в 1938 году в центральном зале станции появились сразу четыре одинаковые фигуры, которым позировал спортсмен.

Фото: Александр РОГОЗА

НАДЕЖДА НА ЧУДО

В 1939-м Аркадий ушел добровольцем на финскую войну, служил в лыжном батальоне. Вернулся, засел за кандидатскую диссертацию. Но закончить ее не успел, началась Великая Отечественная. И снова - на фронт добровольцем. В августе 41-го за отличие в боях Аркадий Гидрат направлен на курсы младших командиров «Выстрел» в Солнечногорске. Вскоре был переброшен на Ленинградский фронт. И все. Больше никаких вестей. Пропал без вести.

Первые годы после войны жена Валентина ждала: может, был где-то ранен, подлечится - вернется. Надежду на чудо не теряла до самой смерти. Как-то раз даже пошла к гадалке. Та уверенно заявила, что Аркадий жив! Мол, попал в плен и живет теперь где-то в Германии. Как его найти? Валентина мыкалась по чиновникам с просьбой помочь. Все разводили руками. Весточки о судьбе своего Аркаши она так и не дождалась.

А весной 2001-го, на Пасху, в московской квартире Гидратов на улице Новаторов раздался звонок. К телефону подошла Ольга Аркадьевна. От неожиданного известия у нее подкосились ноги. Мужской голос на том конце трубки сообщил, в Ленинградской области нашли место, где погиб в бою ее отец.

«ЖИВИ СЧАСТЛИВО!»

Синявинские высоты - страшное место. К началу осени 1941 года Ленинград оказался в кольце. Единственный способ доставлять в город продукты - по Ладожскому озеру. Контроль над Синявинскими высотами позволял бы немцам взять город в полную блокаду. Поэтому за это «бутылочное горлышко» шириной 10 - 12 километров стояли насмерть. За три года боев тут погибло около 350 тысяч советских солдат! Настоящий ад. Сохранились фото этих мест в часы передышек, сделанные военными корреспондентами: вместо леса - взбитая воронками земля с голыми деревьями, всюду солдатские тела.

И именно здесь, на Синявинских высотах, в конце сентября 41-го младший лейтенант Аркадий Гидрат вел в бой роту курсантов.

Его останки нашли осенью 2000 года. Поисковик из Смоленска Вячеслав Прохоренко наткнулся на заросшую травой стрелковую ячейку - вырытый наскоро неглубокий окоп.

- И вот там лежали останки двух солдатиков, - рассказывает мне Прохоренко. - У одного из них в кармане шинели лежали часы и медальон. Медальон раскололся, извлекать ветхую бумажку нужно было очень аккуратно. Мы в лагере с ребятами этот клочок минут сорок доставали.

Фото: Александр РОГОЗА

В записке были указаны фамилия-имя-отчество бойца, адрес, имя жены.

- Видимо, Аркадий Гидрат в том бою был смертельно ранен. Он знал, что умирает. Поэтому в своей последней записке написал жене: «Живи счастливо!», - говорит Вячеслав Прохоренко.

Весной 2001 года на место гибели отца впервые приехала Ольга Аркадьевна. Повесила на дереве у того окопа иконку, положила цветы. И долго-долго шептала что-то свое, личное. Останки Аркадия Гидрата и других найденных поисковиками солдат захоронили с воинскими почестями на мемориале «Синявинские высоты».

Уже в Москве Ольга Аркадьевна показала одному из поисковиков это место в метро - седьмая арка на станции «Площадь Революции», где бронзовый студент с книгой.

- Мы сюда с мамой часто ходили, - говорит женщина. - Иногда мама оставляла на книге цветы. Постоим, поплачем. Это было единственное место в мире, где я могла увидеть своего папу. Как живого...