Фото: Тимур ШАРИПКУЛОВ
Времена, когда автомобиль из роскоши превращался в средство передвижения, давно прошли. Какое там «передвижение», когда в часы пик часами приходится киснуть в пробках.
Решение проблемы уфимские власти увидели в хорошо забытом старом – трамваях, от которых с завидным упорством избавлялись в начале «нулевых». Подразумевается, что рано или поздно они вытеснят машины с уфимских улиц и вчерашние автомобилисты радостно пересядут на городской общественный транспорт.
Проект, который предлагают сегодня в управлении электротранспорта, изумляет масштабностью: если раньше в мэрии лишь робко намекали на необходимость соединить север и юг, то теперь «окольцевать» хотят весь город. По планам, рельсы появятся даже в тех районах, в которых их никогда не было – например, в Сипайлово.
Как рассказал «Комсомолке» генеральный директор МУЭТ Аскар Фазлыев, транспортную революцию в городе начнут с ветки вдоль улицы Российской. Трамвайные рельсы свяжут остановки «Госцирк» и «Городской дворец культуры». Начать строительство планируют весной 2016 года. В перспективе это кольцо замкнут, пустив трамвай по улице Блюхера (правда, не скоростной, как планировали раньше, а обычный).
Следующим этапом станет трамвайная линия на Менделеева: в 2017 году начнется строительство ветки, которая соединит «Чайную фабрику» с готовыми к тому времени рельсами в районе Глумилино (см. схему). Примерно в это же время улицу Менделеева свяжут с трамвайным депо им. Зорина, а еще вернут ветку на улицу Ленина – на участке от бульвара Ибрагимова до Революционной. Следующий шаг – ветка от Российской в районе «Уфаводоканала» до Сипайлово и дальше по микрорайону – по Набережной или Гагарина. А еще – новая линия от Трамвайной в Черниковку и линия до Затона.
Часть затрат возьмет на себя городская казна, все остальное рассчитывают получить с инвесторов.
А как же скоростной?ВОПРОС – РЕБРОМ
От идеи скоростного трамвая город тоже не отказывается. Правда, проект, который весной минувшего года общественность встретила в штыки, придется пересмотреть.
- В условиях города, когда остановки через каждые 600 метров, преимущества скоростного трамвая теряются, - говорит Аскар Фазлыев. – Такой вид транспорта целесоообразен, когда есть длинные «перегоны».
По новым задумкам, скоростной трамвай, например, может пойти вдоль набережной Белой - от кольца на улице Дзержинского в районе железнодорожного вокзала до Монумента дружбы.
МНЕНИЯ
Как в Европе
Андрей Иванов, архитектор-урбанист:
- Очень правильное решение! В Париже, например, многие периферийные районы связаны с центром очень комфортными трамваями. В Будапеште низкопольные комфортные составы ходят по улице, которую можно сравнить с московским Садовым кольцом – она окружает центр города. Конечно, организовать движение не так просто. Нужно грамотно спланировать транспортную сеть, закупить хорошие вагоны. Нужно понимать, что для современного города сегодня в приоритете – организация движения общественного транспорта. Если будет больше трамваев и меньше людей будут пользоваться частными автомобилями, пробок станет меньше.
«Наши рельсы можно переехать только на танке»
Олег Куляшов, председатель Союза автопредпринимателей Уфы:
- Наши трамвайные пути можно переехать только на танке, да и то – танк застрянет. Если трамвайные линии будут прокладывать, как в Европе, чтобы по ним можно было ездить в попутном направлении, тогда это решение спасет город от пробок. Возьмите хотя бы улицу Трамвайную: она загружена автомобилями, а там, где трамвайные линии, пусто. Но проехать по ним невозможно! А конкуренции мы не боимся: у трамваев свой пассажир, у автобусов – свой.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Билет будет дорожать
Вчера цены на проезд в уфимских трамваях и троллейбусах с 12 рублей выросли до 15. Однако и это еще не предел. В течение следующего года стоимость билета, скорее всего, будет дорожать. Специалисты говорят, что экономически обоснованная цена на проезд в трамвае - тридцать с лишним «целковых», и стоимость билета будет постепенно приближаться к этой цифре.
НА ЗАМЕТКУ
КУДА ПОЖАЛОВАТЬСЯ НА ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТ
Если вы недовольны тем, что ждать трамвая приходится очень долго или кондуктор в троллейбусе вам хамит, можно отправить жалобу на e-mail: jaloby-muet-ufa@mail.ru. Телефон: (347) 284-12-65.