Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды15 ноября 2014 12:33

Чайковский зарабатывал рекламой

В Москве открылась выставка личных вещей композитора, многие экспонаты которой показаны публике впервые [видео]
Это первая выставка, приуроченная к 175-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского

Это первая выставка, приуроченная к 175-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Это первая выставка, приуроченная к 175-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского (он родился в 1840-м) хотя сам юбилей будет широко в следующем году, насчет чего имеется президентский Указ №1356 и распоряжение правительства №1291-р.

Выставка открылась не в городе Клин, где расположен известный всему миру музей композитора, а в Москве, в «Центре Чайковского» на Кудринской площади (в этом доме композитор жил целый год – с сентября 1872-го по ноябрь 1873-го). Объясняется это практично и просто – Клин Клином, конечно, там выставка само собой разумеющееся дело, но туда еще не каждый доедет, а в столице экспонаты могут увидеть гораздо больше людей.

Предметы для экспозиции предоставлены многими самыми знаменитыми мировыми музеями

Предметы для экспозиции предоставлены многими самыми знаменитыми мировыми музеями

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Предметы для экспозиции предоставлены многими самыми знаменитыми мировыми музеями. Кроме музея-заповедника в Клину, это, например, Эрмитаж, Московская и Петербургская консерватории, Литературный музей, Государственная библиотека Архив, Усадьба в Воткинске, Архив Ростроповича и Вишневской и даже Карнеги-Холл.

Игральные карты композитора

Игральные карты композитора

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Основная цель, сформулированная организаторами выставки, это «раскрыть две составляющих бытия великого художника: диалог с внешним миром и внутреннюю жизнь». Если опустить все, безусловно, правильные слова пресс-релизов и вступительных речей, то главное в экспозиции, кроме ее доступности, это редчайшие экспонаты, некоторые из которых российская публика не видела никогда.

Библия открыта на Евангелии от Матфея, и некоторые строчки отчеркнуты, да еще и на полях пометки – плод размышлений и сомнений

Библия открыта на Евангелии от Матфея, и некоторые строчки отчеркнуты, да еще и на полях пометки – плод размышлений и сомнений

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Например, это перо, которым писал партитуры Петр Ильич – им он записывал Шестую симфонию. Тут же лежит колода карт – да-да, Петр Ильи не святоша и поигрывал (не только на фортепиано). Рядом под музейным стеклом вы увидите флакон для духов. Мы его, правда, приняли поначалу за коньячный графинчик, но оказалось, что его размер объясняется просто: Чайковский, будучи эстетом в быту, любил смешивать для себя разные духи. Еще один настоящий раритет – портсигар. Когда-то, наверное, модная была вещичка, да и дорогая. Его Чайковскому кто-то подарил.

Еще один настоящий раритет – портсигар

Еще один настоящий раритет – портсигар

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Фрак, цилиндр, канотье – все выдает в Чайковском франта, и тут же - правды не скроешь - снова колода карт с пиковой дамой сверху. А лежащая неподалеку Библия – свидетельство внутренней распри, мучившей Чайковского, как и любого крупного художника. Библия открыта на Евангелии от Матфея, и некоторые строчки отчеркнуты, да еще и на полях пометки – плод размышлений и сомнений.

Фрак, цилиндр, канотье – все выдает в Чайковском франта

Фрак, цилиндр, канотье – все выдает в Чайковском франта

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

А вот довольно густые исправления в партитуре Шестой «Патетической» симфонии – сама партитура тоже сумасшедший раритет! - показывают, как именно работал композитор. Зачеркнутых нот гораздо больше, чем вписанных заново. Это значит, что Чаковский на вдохновении, на порыве и эмоциях писал огромными кусками, но потом, чуть остыв, пытался делать свое творение скромнее. Утихомиривал чуть-чуть, что ли. Кстати, «утихомиренную» «Патетическую» (можно только представить, какой она была бы без исправлений!) можно послушать тут же – листая на тачскрин. Без цифовых технологий теперь ни одна выставка не обходится.

Похож, да, хоть сам предмет и воплощение печали

Похож, да, хоть сам предмет и воплощение печали

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Полистали – теперь можно посмотреть на посмертную маску Чайковского. Похож, да, хоть сам предмет и воплощение печали.

А вот старинный фонограф нас повеселил. Дело в том, что Чайковский его рекламировал. Фирма, его создавшая, попросила Чайковского напеть и наиграть что-нибудь - и с этим «что-нибудь» фонограф был для покупателя гораздо привлекательнее. О сумме гонорара история скромно умалчивает, но вот рядом с фонографом стоит музыкальный инструмент, похожий на мини-пианино. Называется челеста. Чайковский очень хотел быть первым обладателем этой челесты в России и оговорил с итальянцами это условие в каких-то своих и ними «взаимозачетах». Челеста, кстати, абсолютно подлинная – та самая, которая принадлежала Петру Ильичу. Тут же есть и запись фрагмента, кажется «Щелкунчика», сделанная именно на это маленькой «пианинке».

А вот старинный фонограф

А вот старинный фонограф

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН