Звезда «Груза 200» Агния Кузнецова в спектакле «Практики» умеет мучить людей самыми разными способами - и все у нее получается виртуозно. Фото: Ivan Kleymenov/театр «Практика»
Разговор о власти у нас в Отечестве почти всякий раз слетает с катушек - тонет либо в сладком елее, либо, наоборот, в глобальной ругани, цепляя все подряд: роль личности, демократию, монархию, патриотизм, национальный интерес - и так до горизонта. Но в «Дознании» авторам удалось, что называется, подняться над схваткой и просто показать, что происходит на вершине мира: как достигается абсолютная власть и какова ее цена - в любые времена. При четких нравственных ориентирах в этой пьесе, сочетающей в себе триллер, философскую притчу и мистику, нет ни грамма морализаторства или дешевой сентиментальности.
«Дознание» поставлено режиссером Русланом Маликовым по новой пьесе Игоря Симонова - автора, в актуальной и задиристой «Практике» давно считающегося своим. Еще лет восемь назад он принес туда своих дебютных «Небожителей», жутковатую историю об олигархе, о которой публика до сих гадает: быль или небыль? Скорее быль, потому как драматург Симонов (у него, кроме пьес, есть несколько успешных романов) еще и математик, а математики люди точные. А еще он топ-менеджер в одной очень крупной компании, так что знает о жизни «небожителей» побольше многих.
«Дознание» рисует нам три картины. Средневековую расправу над последним великим магистром ордена тамплиеров Жаком де Моле. Сталинскую казнь Бухарина. И уничтожение господина Брауде, олигарха межгалактических масштабов из далекого будущего. Эти три судебных процесса разворачиваются на сцене почти одновременно. Реплики могут принадлежать как де Моле, так и Бухарину с Брауде - участь у них одна да и играет их один актер - Егор Баринов. А их мучительницу, следователя, инструмент власти играет Агния Кузнецова (звезда балабановского «Груза 200» и нового фильма Валерии Гай Германики «Да и да»). Красивая наглая садистка в кровавом платье и черной перчатке на правой, бьющей руке… У нее на каждого найдется метод: рыцаря отправит на дыбу, коммуниста будет избивать до полусмерти, а олигарху достанутся доверительные улыбки, таблетки и гипноз.
Народу привычен страх, а монарху не избавиться от леденящего одиночества, которое рано или поздно его настигает. В финале персонажи в механическом «танце» передвигаются по сцене, составляя однообразные комбинации... Но все-таки кажется, что рано или поздно сумасшедшие фигуры на доске истории придут в себя и встанут в разумном порядке.
ФИНАЛЬНЫЕ СЛОВА СПЕКТАКЛЯ, ПРОИЗНОСИМЫЕ ОТ ИМЕНИ АВТОРА:
«На какой-то момент рядом с тобой появляются временные союзники, и они помогают тебе подняться на новую ступень, а тебе и на прежней-то некому было руку подать. И самое ужасное, что ты знаешь, что, когда тебя не станет, вся система, которую ты строил все эти годы, непременно развалится. И чем дольше ты ее строил, тем сильнее будет разрушение и тем дальше полетят осколки».
Ближайшие представления «Дознания» в театре «Практика» - 10, 24 и 25 сентября.